В мэрии Ярославля состоялись общественные слушания по программе «Безопасные и качественные дороги» на 2018 год.
В этом году ресурсов, отпущенных на проект, хватило на ремонт 29 улиц областного центра. Проблем и сложностей как всегда было с лихвой, но результат есть. Горячее обсуждение того, какие дороги надо обязательно ремонтировать в следующем году, а какие подождут, было в ходе слушаний неминуемым. Вероятно, как и итоговая поддержка плана работ, представленного властями.
Ориентир - 94 километра
Кураторы дорожной отрасли региона и города не преминули подчеркнуть, что наша область оказалась в числе шестнадцати регионов России, которые вовремя выполнили работы по плану-2017, а потому выделение федеральных денег на будущий год гарантировано, и даже с прибавкой. Это стало оптимистичным началом работ по программе развития агломерации «Ярославская», рассчитанной на период до 2025 года.
Ярославлю достался миллиард
«Пока мы планируем к ремонту 32 дороги, но проектную документацию готовим на 37, - рассказал заместитель мэра - директор ДГХ мэрии Ярославля Михаил Кузнецов. - Как показывает практика, в процессе аукционов стоимость ремонта объектов снижается, это позволяет экономить средства и увеличивать объёмы работ. В этом году именно благодаря экономии мы отремонтировали дополнительно две улицы. Определить подрядчиков мы должны не позднее конца марта, а срок сдачи готовых объектов остаётся прежним - 1 ноября. На долю Ярославля приходится 1млрд руб. плюс 50 млн руб. на установку 15 светофоров, так что город получит 54 километра отремонтированных дорог».
Прогулка по приоритетам
Выбор объектов программы БКД в районах области был жёстко привязан к транспортной доступности городов и сёл. Евгений Моисеев привёл красноречивые примеры того. Скажем, автодорога Ярославль - Тутаев связывает восемь населённых пунктов, где живёт 41 тысяча человек. Ремонта требует и трасса Фоминское - Константиновский, от состояния которой зависит мобильность 8 тысяч жителей. А участок дороги Ярославль - Углич, проходящий по Ярославскому району, обеспечивает сообщение 37 тысяч членов агломерации «Ярославская», постоянно живущих в 12 населённых пунктах.
Но вот предпочтение, оказанное той или иной улице в Ярославле, вовсе не было столь прозрачным и одномерным. Как признал Михаил Кузнецов, много споров было и в ДГХ мэрии, а это значит, что доминирующего критерия просто не было. Дискуссия на слушаниях это подтвердила.
«Промышленное шоссе должно было быть отремонтировано ещё несколько лет назад, поскольку в 2012 году на этот счёт состоялось решение суда, - начал издалека председатель совета общественности Дзержинского района Ярославля Евгений Перцев. - Три раза разрабатывалась проектно-сметная документация. Почему же Промышленное шоссе не попало в программу 2018 года? На этой дороге пробки и аварии случаются каждый день».
Продолжились и попытки жителей микрорайонов «Маяковский» и «Полесье» добиться включения ремонта улицы Красноборской в план-2018. О подробностях этой драматической истории мы писали ранее.
«Как нам дожить с «дорогой-решетом» до 2019 года? Да мы к тому же всерьёз опасаемся, что срок ремонта вновь перенесут, как это было не один раз!» - спросила член инициативной группы жителей Елена Лозиняк.
Заммэра подтвердил «безапелляционное решение капитально отремонтировать улицу в 2019 году», а в следующем году обещал регулярную прочистку улицы - «чтобы вы пыль летом не глотали». Освещение дороги на участке до улицы Сабанеевской начнут делать уже в ближайшее время. А в 2018 году настанет черёд ремонтировать две другие многострадальные магистрали Заволжского района: проспект Авиаторов - от улицы Дачной до 3-й Яковлевской, и улицу Клубную.
Санкции - не только штрафы
Заместитель мэра - директор ДГХ мэрии Ярославля Михаил Кузнецов:
«Приходится слышать мнения о некоей «избирательности», с которой применяются к подрядчикам предусмотренные в договорах за нарушения санкции. Говорят о том, что мало штрафов, например, компания «Экоград» совокупно получила их на 4,5 млн рублей. Однако санкции - это не только и даже не столько штрафы, сколько предписания. Их в 2017 году было выписано много по всем объектам работ по программе БКД.
Цель не в том, чтобы «заштрафовать» подрядчика. Важно добиться от него должного выполнения всех технологических требований, то есть выйти на нужный горожанам уровень качества. Все инструменты для достижения этой цели есть. А работы по 29 улицам города в этом году дали нам большой материал для «работы над ошибками». Уже сейчас ясно, что нужно извлечь уроки из огрехов, допущенных при подготовке проектно-сметной документации».
В качестве работ - большие сомнения
Доктор технических наук, профессор Ярославского государственного политехнического университета Лев Размолодин:
«Конечно, программы БКД открывают хорошие возможности, чтобы закрыть «узкие места» в транспортной сети областного центра. Для этого, как видим, появились приличные деньги. Однако подготовка к работам - разработка проектно-сметной документации, расторговка, ряд других процедур - сложная и забюрократизированная. Мы, общественники, говорим, что она не всегда способна отзываться на запросы жизни.
В этом году, я уверен, система не сработала как должно. По поводу качества завершённых ремонтов у меня большие сомнения. Они возникли ещё тогда, когда я изучил технологии и материалы, применяемые одним из основных подрядчиков. Сумеют ли плоды его работы продержаться четыре года, а именно таков гарантийный срок? Повторюсь - у меня большие сомнения в этом».
Заменить, и с пользой
Какие могут быть альтернативы планам мэрии?
Житель Ярославля Камиль Бикмурзин:
«На состоявшемся 10 ноября общественном обсуждении планов по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги» на следующий год одним из «убойных» аргументов за предложенный мэрией Ярославля список дорог был такой: «Ну что можно урезать, исключить, ведь всё это крайне важно!».
Я не предлагаю обрезать или удалять, ведь город - это единый и большой организм, в котором нет ненужного.
Моя инициатива состоит в том, чтобы заменить в планах ремонта объектов на 2018 год ряд улиц на другие, находящиеся просто в плачевном положении. Это сделать ещё не поздно, поскольку представленный документ пока имеет статус проекта, он не утверждён. Причём такая замена не будет болезненной. Объясню на примерах.
Во Фрунзенском районе есть улица Попова - там и больница, и роддом. Почему бы вместо включённой в предварительный план улицы Рыбинской не отремонтировать её? А Рыбинскую пройтись картами и включить в программу на 2019 или 2020 год.
Вопиющий случай - в обсуждаемых планах нет улицы Пожарского! Но ведь со мной все согласятся, что она в столь ужасном состоянии, что пора вообще запретить по ней движение. Она требует полноценного ремонта с применением щебёночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) из-за проезда большого количества тяжёлой техники. Напротив, некоторые улицы, допустим, Златоустинскую, можно сделать с применением асфальта марки Б-2.
В целом считаю необходимым включить в план ремонта-2018 Промышленную улицу, Промышленное шоссе, улицы Пожарского, Закгейма, Попова, Сосновую».