Рособрнадзор в этом году провёл кампанию по запрету российским вузам и филиалам приёма абитуриентов за различные нарушения. Таких вузов набралось более сотни с начала года. Из последних примеров - Ивановский государственный университет. Нужны ли такие жёсткие меры и какие ярославские вузы попадают в «группу риска» - об этом мы беседуем с доктором педагогических наук Евгением Ермолиным.
Высшее образование как среднее?
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Евгений Анатольевич, как вы думаете, нужна ли подобная «массовая зачистка» вузов?
- Какие вузы Ярославской области, на ваш взгляд, в «группе риска»?
- Думаю, самым уязвимым в такой парадигме является высшее гуманитарное образование. У меня ощущение, что наши чиновники Минобраза вообще не понимают, зачем такое нужно. История, культурология, филология – что это ещё за глупости, с точки зрения людей, которые редко смотрят выше плинтуса.
Осмысленный выбор
- Как вы относитесь к тенденции сокращения филиалов вузов, в том числе в Ярославле?
- Я думаю, сокращать ничего не нужно. Нужно грамотно строить общую модель образования. Если бы всем желающим была предоставлена возможность получить за счёт бюджета образование в государственных вузах, многие филиалы с коммерческим набором закрылись бы сами. С другой стороны, если есть желающие учиться в филиалах, почему не дать им эту возможность. Там учат слабо? Ну, извините: нужно приучать студента и его родителей делать осмысленный выбор. Искать не там, где доступно и дёшево, а там, где в ногу с эпохой Постмодерна, созвучно её трендам. Неплохо бы, кстати, и журналистам чаще вникать в такие проблемы и помогать абитуриенту совершать этот выбор.
- Что в этом году в Ярославле с бюджетными местами? Их стало ещё меньше?
- Мы в демографической яме, и я не уверен, что бюджетные места сокращаются быстрее, чем падает число выпускников школы. Но важнее другое, я повторю: правильная, мудрая государственная стратегия – дать возможность духовного, культурного роста, обогащения знаниями каждому молодому гражданину за счёт бюджета. Экономить нужно на другом. И воровать поменьше. Современный мир устроен не вертикально, в нём нет традиционной элиты. Социум растёт как сеть, грибница, и мы не в состоянии ничего предсказать и предвидеть даже на несколько лет вперёд. Правильнее поэтому считать, что пригодится всё. И все, кто поучились «лишние» 3-5 лет.
- Как вы относитесь к тому, что в ярославские вузы без конкурса и результатов ЕГЭ пришли крымчане?
- Если большая часть общества взяла на себя моральную ответственность за судьбу Крыма и крымчан, то программы их поддержки становятся даже необходимы. Хотим мы того или не хотим. Скажу больше: я вообще не против и всех вообще иностранцев учить в российских вузах за счёт бюджета в порядке социальной благотворительности. Уверен, Россия не обеднела бы. А любили бы её в мире сильнее. И этот нематериальный результат в конечном счёте принёс бы даже какую-то, убеждён, конкретную выгоду.
Не хуже, чем в Москве
- Специалисты какого уровня выходят из стен ярославских вузов? Может, не зря вся страна бежит учиться в Москву?
- Уровень разный. Как и в Москве. Преподавателей высшего уровня почти везде мало. Я не могу судить обо всех направлениях подготовки. Что касается направлений, реализуемых в институте филологии ЯГПУ, то здесь, как не раз приходилось убеждаться, уровень предлагаемой подготовки не ниже, чем в Москве. Иногда и выше.
- Почему с каждым годом все ниже уровень первокурсников?
- Это тема огромная, скажу коротко. Мне кажется, наша школьная программа не соответствует ментальному опыту подростка. И вообще, знание в мире Постмодерна перестало быть ценностью само по себе. Школьника нужно учить жить в современном мире, вот задача настоящей школы. Некоторые учителя это умеют и сегодня. Но не все.
- Какие ещё плюсы и минусы реформы высшего образования вы сегодня видите?
- Я не верю в эту реформу. Нынешняя реформа придумана для страны, роль которой в мире – быть сырьевым придатком, для государства-нефтяной трубы. Отсюда, скажем, глупая экономия на всём том, что для трубы является излишком. Уже ясно, что Россия должна стать чем-то другим, не придатком, или её не будет вовсе. Но нам для реформирования школы сначала нужно всё-таки понять, какую Россию мы строим. Мне кажется, мы пока этого не поняли. К моему глубочайшему сожалению.