Однако мы видим, что уже сейчас преобразования приводят совершенно не к тем результатам, какие хотелось бы видеть: растёт доля платного высшего образования, оно становится недоступным для большинства, и вместе с тем падает уровень подготовки специалистов. Своим мнением о том, почему так происходит, мы попросили поделиться профессора, доктора наук Евгения Ермолина.
- Евгений Анатольевич, как, по-вашему, движется у нас реформа высшего образования?
- На мой взгляд, в реформе есть противоречие между целями и средствами. Цели совершенно лучезарны: всё улучшить и повысить. Средства же направлены в основном не на формирование в России общества XXI века, не на создание личности, способной гибко перестраиваться и успешно самореализоваться, - а на штамповку винтиков и гаек с хорошо навёрнутой резьбой, но без потенциала развития. Я думаю, реформу, ее ход всё равно придётся корректировать, если мы хотим создать эффективное, успешное и гуманное общество.
- По реформе, вузы, которые «продают» дипломы, должны умереть. Почему же в этот печальный список попал Ярославский педуниверситет?
- Мне не кажется, что таков реальный приоритет реформы. «Неэффективность» Ярославского педуниверситета получена за счёт тенденциозного подбора критериев оценки, которые дискриминируют вообще все гуманитарные вузы. Наверное, это сделано осознанно. Слишком много у нас гуманитарного образования - так кажется чиновникам. А некоторые идеологи реформы не скрывают, что педагогическое образование в традиционной форме, на их взгляд, себя исчерпало. Тогда ясно, откуда растут ноги и почему почти все педвузы страны оказались неэффективными! Но я не думаю, что альтернативная модель педобразования (исключительно педагогическая магистратура) будет успешно работать.
- Как вы относитесь к возможной «оптимизации» вузов - объединению ЯрГУ, ЯГПУ и технического университета?
- А что это может дать? Почему один объединённый вуз лучше трёх суверенных? Есть какая-то программа развития, которая обеспечит максимальный результат, но требует именно объединения? Я бы начал как раз с программы. Давайте ее обсуждать. Но пока я её не видел и ничего про неё не знаю.
Что, есть, к примеру, две школы журналистской подготовки в высшей школе Ярославля – и если их слить, то подготовка будет вдвое лучше? Я не заметил, и сама идея странна. Но если и есть две разные модели подготовки, так пусть конкурируют два творческих коллектива преподавателей! Конкуренция почти всегда лучше монополии.
Читайте также: | |
---|---|
Образование для богатых. За что придется платить в школе после реформы | |
Выгодно быть троечником. Чему научила ярославцев хрущёвская реформа образования |
Вы хотите сэкономить? Тогда так и скажите. А мы вас спросим: что, самые неэффективные вложения у нас в стране – в высшую школу? А остальные оплачиваемые из бюджета институты общества работают оптимально? Мне кажется, все обстоит ровно наоборот.
- Почему в ярославских вузах учится так мало иностранных студентов? Если наше образование никому, кроме нас, не нужно, значит, оно неконкурентоспособно?
- Дело не в качестве подготовки в ярославских вузах. Дело в проблемах более общего характера. Россия в целом оказалась на обочине мирового развития, в роли сырьевого придатка. Поэтому и русский язык не перспективен, учат его немногие. Один этот фактор создаёт огромный барьер. Плюс в России архаическое общество – не толерантное, с признаками ксенофобии и запретительства, с явно выраженным намерением «тащить и не пущать». Иностранец в русской провинции не чувствует себя в безопасности. А жизнь у нас недешёвая. Государство слабо вкладывается в развитие материальной базы высшего образования, не видя, вероятно, в этом проку. В общем, слишком много проблем и рисков.
Ну а подготовка у нас по многим направлениям в гуманитарной сфере, о которой я знаю, естественно, больше, – неплохая.
- Нужно ли в ярославских вузах качественное обновление состава преподавателей, средний возраст которых приближается к пенсионному, а то и старше?
- Обновлять? За счёт кого? И суть не в возрасте. Скорее, наоборот. По многим направлениям немолодая профессура и доцентура зрелых лет у нас – это настоящая педагогическая элита Ярославля… Но труд преподавателя стоит дёшево, в том числе и поэтому преподавателю приходится много работать, а на профессиональное совершенствование сил остаётся мало.
Обновлять состав преподавателей особо так некем. Это сейчас настолько незавидное поприще, что одарённые молодые люди только из огромного альтруизма и любви к делу могут связать себя с высшей школой. Ярославская высшая школа приподнялась в 80 - 90-х годах, в том числе и за счёт притока мигрантов. Но он иссяк.
- Как выглядит научная активность ярославских вузов на фоне, например, московских?
- Московские вузы очень разные. Я слышал, что в одном отдельно взятом московском вузе за публикацию статьи в «ваковском издании» преподавателю платят премию - 100 тысяч рублей. В Ярославле такое и не снилось. У нас есть научные школы российского уровня. И есть объективные проблемы их развития, связанные с тем, что, по крайней мере, в гуманитарной сфере у нас ничтожны стимулы для научной работы, нет возможности привлечь в город на работу крупных учёных. Почему бы областной администрации или преисполненным социальной ответственности, богатым и просвещённым ярославским меценатам не учредить гранты для местных учёных и учёных российского или даже мирового масштаба, чтобы они приезжали поработать у нас, а? Ау, господа меценаты, мы знаем вас по именам.
- Как вы относитесь, к тому, что каждый год сокращается число бюджетных мест и всё труднее поступить в вуз человеку из семьи с малыми доходами?
- Крайне негативно. Это явно выраженная социальная дискриминация. Мы живём в обществе, где разрыв между бедностью и богатством патологически велик. И система образования не имеет развитых механизмов, компенсирующих эту поляризацию.
Как я понимаю, столичные чиновники у нас решили, что обществу нужно именно столько специалистов, сколько профинансировано бюджетных мест в вузах. А избыток образованных вреден. Поэтому и введены ограничения. Чиновнику не нужны конкуренты, образованные лучше, чем он. Родители же в большинстве не дураки и понимают, что лишнего образования не бывает, оно всё равно даёт базу для жизненного успеха. И я с ними согласен.
Мы создаём просвещённое общество знающих, эрудированных, мыслящих людей, способных найти себя в современном глобальном мире. Или не создаём? Или нам к лицу униформа сырьевого придатка, где самая престижная массовая профессия - охранник? И правильно, что Россия стала страной охранников?
В современной России, увы, воспроизводит себя извечная русская тема: катастрофическое несовпадение творческого потенциала отдельных людей - и кургузой, дефективной общественной системы, почти лишённой социальных лифтов. Это главная проблема. Нельзя реформировать образование, не реформируя общество.