В Ярославском регионе кризис автошкол - большинство из них не получили официальное разрешение ГИБДД. Почему так произошло, а также в целом о дорожной ситуации в области мы попросили рассказать начальника УГИБДД УМВД России по Ярославской области полковника полиции Андрея Сироткина.
Каждый третий - на авто
Вера Мартынова, «АиФ-Ярославль»: Андрей Вячеславович, ярославцы живут с ощущением, что машин на дорогах с каждым днём становится всё больше. Как увеличение транспорта влияет на аварийность?
Андрей Сироткин: Фактически каждый третий житель области, включая стариков и детей, имеет автомобиль. По итогам 2013 года, в Ярославской области дополнительно зарегистрировано более 20 тысяч транспортных средств. В этом году - ещё плюс 6,5 тысячи автомобилей. Всего в регионе зарегистрировано более 393 тысяч машин.
Логично предположить, что чем больше авто, тем выше уровень аварийности. К сожалению, в этом году увеличилось число ДТП с погибшими - на 7% больше, чем в аналогичный период прошлого года, правда, меньше, чем в 2012 году. ДТП без пострадавших за 10 месяцев в области зарегистрировано 32 тысячи, из них 20 тысяч - в Ярославле. Есть и обнадёживающая тенденция - снижение мелких ДТП. В области этот показатель снизился на 10%.
Увы, в этом году не обошлось без ДТП с особо тяжкими последствиями. В сентябре в аварии у деревни Шалаево погибли 5 человек, слава Богу, выжили двое детей. Ещё одна резонансная авария произошла летом на проспекте Толбухина в Ярославле: иномарка с пьяным водителем протаранила на светофоре другую машину, погибли две девушки. Ещё одна трагедия случилась недавно на проспекте Октября в Ярославле: водитель в нетрезвом состоянии наехал на стоящий автомобиль, от удара произошло воспламенение, погибла семейная пара, у которой осталось двое несовершеннолетних детей. Водитель сейчас арестован.
Чтобы примерно представить объём совершаемых нарушений, достаточно сказать, что сумма штрафов, наложенных за нарушение ПДД, по итогам года составит около 1 млрд рублей.
Меняй сознание!
- Каковы основные причины ДТП?
- К сожалению, мы по-прежнему тысячами оформляем протоколы на нетрезвых водителей. За 9 месяцев этого года - почти 6 тысяч. Из них 2,5 тысячи - повторно! Как бороться с этим злом? Думаю, надо ужесточать наказание. Сейчас в Госдуме обсуждается вопрос о введении уголовного наказания за подобное правонарушение. А с 15 ноября уже введены некоторые ужесточения. Так, если водителя вторично задержали в нетрезвом виде, он на 1,5 года лишается прав, а получить их снова сможет только после оплаты всех штрафов и повторной сдачи теоретического экзамена на знание правил дорожного движения.
Ещё один фактор, влияющий на аварийность, - качество дорог. К сожалению, наблюдается рост аварий со смертельными исходами на дорогах областной собственности. Притом, что на муниципальных и федеральных дорогах он держится примерно на одном уровне. Это говорит о том, что областные дороги остро нуждаются в ремонтах и реконструкциях. Однако мы очень часто слышим со стороны наших властей, что денег на работы не хватает. Я не хочу никого конкретно обвинять, но ситуацию эту надо менять. К примеру, сейчас идёт разговор о реконструкции дороги Ярославль - Рыбинск. Там что не месяц, то трагедия! Нередко - с выездом на встречную полосу. А страшнее лобового столкновения ничего не бывает. Я глубоко убеждён, что на всём протяжении этой дороги надо делать разделительную полосу, тогда количество ДТП с выездом на «встречку» будет минимальным.
Помимо объективных причин ДТП есть и такие, на которые повлиять одна только ГИБДД не в состоянии. Я имею в виду самосознание наших людей. Многие, садясь за руль, зачастую даже не задумываются, какие опасности таит дорога. По оценкам экспертов, 93% аварий происходит по причинам неправильной самооценки и излишней самоуверенности. Психологию и менталитет нашего человека надо менять! Для этого необходимо вводить обучающие курсы в школах и институтах, объяснять молодёжи, насколько это большая ответственность - быть участником дорожного движения.
С инспектором не договоришься
- Сейчас идёт лицензирование автошкол в связи с введением новых требований к их работе. Как, на ваш взгляд, эта «встряска» повлияет на качество подготовки водителей?
- Сегодня самая главная претензия к школам - низкое качество подготовки. С первого раза сдают экзамен 30% кандидатов в водители. Это очень мало. Многие объясняют столь низкий процент предвзятым отношением инспекторов, принимающих экзамены. Но ведь у нас весь процесс экзамена записывается на видео. Оценку «не сдал» люди опротестовывают крайне редко - 15-20 заявлений на 10 тысяч сдающих. Факты отмены действий экзаменаторов - единичные случаи в году.
В этом году был выявлен факт, когда один из сотрудников ГИБДД вступил в коррупционный сговор с мастером производственного обучения (инструктором), последний сейчас арестован, следствие пока не закончено. Со стороны инструкторов, кстати, нередки мошеннические схемы. Так, они за вознаграждение обещают кандидату в водители «договориться» с инспектором, который принимает экзамен, а если «не получится» - вернуть деньги. А на самом деле, если человек сдал, ему дают понять, что деньги якобы дошли до гаишника, а не получилось сдать - говорят: «Извини, пришёл не тот инспектор».
Управлением ГИБДД УМВД России по Ярославской области осуществляется приём заявок от учебных организаций, занимающихся подготовкой водителей, на согласование программ и выдачу заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. На 18 ноября в адрес управления ГИБДД УМВД России по Ярославской области поступило 70 заявок от учебных организаций, по результатам проверок 29 организациям выданы положительные заключения.