Ситуация на ярославских дорогах остаётся напряжённой. Последний страшный пример – авария с 7 жертвами на федеральной трассе в Ростовском районе. Не выдерживает критики и состояние дорожного полотна, в результате чего тоже увеличивается количество ДТП.
- «АиФ - Ярославль».: Андрей Вячеславович, какова ситуация на наших дорогах?
- Если говорить о ДТП с пострадавшими, то в Ярославской области ситуация сейчас стабильная. Аварийность в 2012 году осталась на уровне 2011 года. За 5 месяцев этого года ДТП с пострадавшими – минус 13%, с погибшими – минус 15,9%, с ранеными – минус 16,8%. Чтобы был понятен масштаб этих трагедий, приведу конкретные цифры: за прошлый год на территории области произошло чуть более 2 тысяч ДТП с пострадавшими, 284 человека скончались, 2,5 тысячи – получили ранения.
Другая сторона медали – те дорожно-транспортные происшествия, в которых люди не страдают. В последние 10 лет число таких ДТП неуклонно с каждым годом растёт. В 2012-м их зарегистрировано 36 тысяч. Я связываю это с увеличившимся количеством транспорта. К сожалению, законодательство сегодня требует наличие справки из Госавтоинспекции, чтобы страховые фирмы могли осуществить выплаты гражданам. Хотя совсем мелкие ДТП я бы отнёс просто к страховому случаю. Сегодня существуют нормы, когда люди сами могут оформлять ДТП, когда у них нет претензий друг к другу, очевидна чья-то вина, и сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Но человеку сложно определить на месте - 25 это тысяч или 27. А любая царапина нуждается в оформлении, и люди этим правом, получается, не пользуются. В результате основную часть времени подразделения ДПС занимаются этими вопросами. В этом году таких случаев уже на 15% больше, чем в прошлом. Эта ситуация, по нашему глубокому убеждению, должна быть изменена. Законодатели обещали поднять сумму выплат до 50 тыс. рублей. Может, это в некоторой степени снизит нагрузку на подразделения дорожно-патрульной службы, и мы будем больше времени заниматься предотвращением ДТП. Ведь показатели по аварийности - самый важный вопрос и по большому счёту, итог деятельности ГИБДД.
- «АиФ - Ярославль».: Больше или меньше стало сегодня пьяных за рулём?
- Пьяных на дорогах, к сожалению, меньше не становится. Законы пока не поменялись, санкции по ужесточению ответственности за управление в нетрезвом состоянии - тоже. Ситуация с пьяными – просто безобразная, удельный вес ДТП по вине нетрезвых водителей у нас выше общероссийского. За прошлый год сотрудниками ГИБДД оформлено 7,5 тыс. водителей в нетрезвом состоянии либо тех, кто отказался от медицинского освидетельствования. По большому счёту тем самым мы предотвратили 7,5 тысяч ДТП. В текущем году – примерно тот же уровень. Представьте себе, это тысячи людей, которые садятся за руль и управляют в нетрезвом состоянии! Ни трагедии на дорогах, ни наказание - ничто их не останавливает. Сотни человек, которые уже лишены права управления, задерживаются нами снова в нетрезвом состоянии. Санкции за такое нарушение – до 15 суток. Однако средний срок административного ареста в прошлом году для этой категории людей – меньше 5 суток. Это в рамках закона, тут нельзя судьям какие-то претензии высказать. Но тем не менее: из 15 суток в среднем дают меньше 5 за то, что он был когда-то лишён прав и снова едет пьяный!
- «АиФ - Ярославль».: То есть вы за ужесточение санкций?
- Однозначно, тут никаких сомнений быть не может. Мне кажется, на повторных случаях надо рассматривать вопрос об уголовной ответственности. Так было, кстати, в Советском Союзе. Сегодня мы в соответствии с рекомендациями МВД используем методику сплошных проверок транспортных средств на дорогах области. И практически ни одно такое мероприятие не обходится без результата – то есть всегда задерживаются водители в нетрезвом состоянии! Думаю, главный результат для общества – чтобы этих задержанных вообще не было.
- «АиФ - Ярославль».: В нашем регионе так много пьют?
- В целом в России отношение к правилам дорожного движения безобразное. Вот вернусь к цифрам, которые уже озвучил: из 284 погибших 99 человек - транзитные водители, а 46 человек погибли по вине транзитных водителей. Это специфика нашего региона – по федеральной трассе М8 «Холмогоры» в последние годы существенно возросла интенсивность движения. Поэтому транзитные водители дают нам немалую статистику ДТП.
Кстати говоря, очень позитивная тенденция последних лет – нам сами граждане стали часто сообщать, что за рулём находится пьяный. В день празднования 50-летия полёта Валентины Терешковой мне лично один водитель на дороге помахал, что сзади едет нетрезвый. Проверили – действительно так. А этот человек мог бы испортить весь праздник.
- «АиФ - Ярославль».: Ярославские автомобилисты очень недовольны дорогами. Инспекция ГИБДД должна контролировать их состояние?
- Состояние улиц и дорог – чаще всего сопутствующий фактор аварийности: в зимнее время он за 50% переваливает, в летнее – от 20 до 30% от всех ДТП. Развитие нашей улично-дорожной сети не успевает за высокими темпами автомобилизации: в области на сегодня зарегистрировано 371 тысяча транспортных средств. В этом году пошёл прирост: за 5 месяцев добавилось 5 тысяч зарегистрированных транспортных средств. Поэтому дороги не отвечают требованиям сегодняшнего дня, как в областном центре, так и в городских поселениях и районах. В большей степени нас беспокоит федеральная трасса М8 «Холмогоры»: она вся должна быть с разделительной полосой либо разделительным ограждением. Так, у посёлка Шалаево в Гаврилов-Ямском районе – кладбище в буквальном смысле слова, когда проезжаю мимо этого места – мурашки по спине бегут. Чего там только не было, сколько встречных столкновений! Будто заколдованное место.
Есть и другие устойчивые очаги аварийности. Например, перекрёсток проспекта Фрунзе и Костромского шоссе в Ярославле. Кстати, именно там погибла обладательница титула «Мисс Ярославль-2010» и самая красивая студентка Москвы 19-летняя Яна Дан-Чин-Ю. Однозначно дорожникам надо ставить светофор. Мы обращались в прокуратуру. За аварийность всегда с ГИБДД спрос, а почему бы не спросить с конкретного должностного лица? Была практика в конце 90-х годов: за плохие показатели аварийности дорожников премий лишали. К сожалению, исчерпала себя.
Мы контролируем, когда какой-то норматив по содержанию дорог выходит за рамки стандарта. Если нормативы не выполнены, Госавтоинспекция принимает меры в виде протокола либо предписания. В этом году за 5 месяцев составлено 452 протокола на должностных лиц, на юридических - 86. Это больше, чем в прошлом году. Если предписание не выполняется, протокол направляется в суд.
Бесплатной безопасности не бывает. Если мы хотим сохранять жизни людей, надо выделять на это средства.
- «АиФ - Ярославль».: В связи с реформой сотрудников ГИБДД стало меньше. Справляетесь?
- Да, мы подверглись сокращению на 22%: на сегодняшний день, по сравнению с 2010 годом, на 300 сотрудников в области меньше. Но мы работаем в тех условиях, которые у нас есть, прилагаем максимальные усилия. Вот пьяных в 2012 году оформили на 500 человек больше, чем в 2011-м. А в 2011-м сотрудников было больше! Работали, значит, эффективней. Или, к примеру, по скорейшему прибытию на места ДТП. Но сами понимаете: в день в области происходит порядка 100 ДТП. В Ярославле 80 – 90 в день - уже абсолютно нормальное явление. И неизбежно будут случаи, когда людям придётся ожидать. Сделать так, чтобы на каждое ДТП был наряд, наверное, тоже для нашего бюджета неправильно. Вместо того чтобы увеличивать количество сотрудников, надо менять законодательство: когда нет пострадавших, стоит заниматься этими вопросами, как я говорил, страховым фирмам.
А самое главное - мы предпринимаем все меры к тому, чтобы поменялась психология инспектора. И какие-то позитивные моменты на сегодняшний день уже есть. Вы помните хоть один случай в 2009, 2010, 2011 годах, когда сотрудник ГИБДД сообщил бы, что ему предлагали взятку? Я не помню. А в прошлом году таких случаев зарегистрировано 4, в этом – 26! По 6 случаям возбуждены уголовные дела. Я вижу в этом очень позитивный момент. Думаю, что это начало движения по дальнейшему укреплению дисциплины и законности.
- «АиФ - Ярославль».: А вы сами за рулём?
- Всё реже и реже в последнее время, но люблю, конечно. Первый раз я учился на грузовике ещё в школе – был такой предмет «автодело». Свой первый автомобиль купил в конце 90-х - 7-ю модель. Потом была 10-я модель, в основном все отечественные автомобили. Уже два года, как меня назначили начальником ГИБДД, личного авто нет. Весь в работе, и в выходные, и в праздники. И если и раньше существенных нарушений на дороге не допускал, то сейчас – демонстративно соблюдаю правила дорожного движения.
- «АиФ - Ярославль».: 3 июля у вас профессиональный праздник – День ГИБДД. Что хотите пожелать своим коллегам?
- От всей души хочу поздравить ветеранов, действующих сотрудников Госавтоинспекции и пожелать успехов, повышения профессионального уровня, здоровья, удачи и чтобы семьи с пониманием относились к возложенным на них обязанностям.