Каждому своё: мировой чемпионат входит в самую острую фазу, а футболисты «Шинника» уехали в Белоруссию для подготовки к новому сезону на своём, гораздо более скромном уровне - ФНЛ.
О том, как сейчас чувствует себя наш футбол, что мешает и помогает игрокам, тренерам и болельщикам, есть ли у клуба долгожданные перспективы роста, корреспондент «АиФ» побеседовал с легендой ярославского футбола, руководителем программы развития молодёжного футбола ФК «Шинник» Борисом Гавриловым.
Вдруг выросли крылья
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Борис Анатольевич, не могу не начать с поистине удивительных событий на чемпионате мира. До его начала в адрес сборной России каких только ни звучало нелестных оценок и уничижительных выводов! А ведь сыграли неплохо в группе и вышли в плей- офф. А позднее в обыграли Испанию. Значит, перед стартом все ошибались, и специалисты тоже?
Но получилось так, как получилось. Оказалось, и матчи на ЧМ-2018 это хорошо показали, что у нас есть команда! Особенно матч со сборной Египта, соперником гораздо более серьёзным, чем аутсайдер Саудовская Аравия. У наших футболистов прибавлялась уверенность в своих силах, что называется, выросли крылья. В этом и состоит разгадка того, почему игра наших ребят на этом чемпионате порадовала болельщиков. Возникло замечательное ощущение, что нам по силам победить любого соперника.
- Очевидно, что фундаментом успеха является толковая система подготовки футболистов. Из чего она должна складываться?
- Немало факторов нужно свести воедино для достижения хорошего результата. Прежде всего, нужны достойные условия для тренировок, финансовое обеспечение подготовки спортсменов. Я бывал во многих странах и могу сказать, что, к примеру, в Германии и Испании, а это признанные лидеры мирового футбола, много денег выделяет и государство, и частный бизнес для воспитания футболистов с юных лет.
В нашей школе сейчас, а мы принимаем ребят с шести лет, все тренировки - а их три в неделю - оплачивают родители. Да, брать плату за занятия мы стали всего несколько лет назад, но это, увы, печальный факт сегодняшнего дня. С финансами у клуба всё очень непросто: при годовом бюджете в 200 миллионов рублей мы продолжаем ещё и погашать старые долги. Так что нужно продолжать работать над поиском спонсоров, как региональных, так и федеральных.
«Шинник» - моя жизнь»
- Вам есть с чем сравнить нынешнюю ситуацию с воспитанием юной смены. Сильнее была мотивация у прежней молодёжи, или это один из мифов?
- Сейчас у юношей выбор гораздо шире, чем в мои молодые годы, когда все играли в футбол. Иные вообще отдают предпочтение виртуальной реальности интернета. Да и футбольных стадионов в городе, к сожалению, остаётся всё меньше.
Но, по моим наблюдениям, многие родители по-прежнему хотят видеть своего сына футболистом, растут новые перспективные игроки. Именно потому, что имеют стремление к тому, чтобы состояться в футболе.
А мы имеем все возможности, чтобы помочь им в этом: в нашей школе все тренеры имеют высшее образование и тренерские лицензии, причём жизнь заставляет постоянно учиться, совершенствоваться. Моя должность предполагает наличие лицензии уровня А-УЕФА: её я получил, закончив Академию тренерского мастерства в Москве при ГЦОЛИФК.
- А как вы пришли в спорт?
- Всё началось в Гаврилов-Яме, где я родился, с популярного турнира «Кожаный мяч». Потом были детская и юношеская команда, первенство области. Во время одной из игр меня приметил тренер Игорь Гольцев и посоветовал посмотреть Станиславу Воротилину, тренировавшему тогда дубль «Шинника».
- Тяжело было устоять перед таким соблазном?
- Судите сами: только начал играть в Ярославле, болельщики меня полюбили. Из родного Гаврилов-Яма специально приезжали сотни людей, чтобы посмотреть на мою игру. Тренер доверял. И вдруг я возьму и уеду в Москву. Раньше переходы из родного клуба считались некрасивым поступком, чуть ли не предательством. Можно сказать, что проявил патриотизм не на словах, а на деле. Не жалею, что никуда не уехал. Да и не хотел я уезжать из Ярославля - у нас был сплочённый коллектив, выкладывающийся в каждом матче. Главной наградой для нас была поддержка и любовь болельщиков.
- И как много горожан жило футболом в те времена?
- Приятно вспомнить, как на наших матчах собиралось в Ярославле по 15-20 тысяч зрителей. Когда «Шинник» забивал, на стадионе стоял такой рёв, что было слышно в соседних районах.
Сейчас такого и близко нет. К сожалению, огромный шанс дать мощный импульс развитию ярославского футбола, подхлестнуть интерес к нему был упущен в 2012 году. Тогда Ярославль остался «за бортом» списка городов, принимающих игры нынешнего ЧМ-2018. Считаю, что «зевнул» этот момент тогдашний губернатор Сергей Ястребов, которого я давно и хорошо знаю: ему нужно было проводить энергичную лоббистскую работу во всех сферах, чтобы наш город принимал матчи мирового первенства.
«Шинник» - это вся моя жизнь. Расцвет сил, молодость, становление как футболиста, уважение, любовь болельщиков - всё это связано с клубом. «Шинник» раскрыл мой талант. Я и сейчас работаю в клубе, отвечаю за подрастающее поколение футболистов. И переживаю за его судьбу.
Создать условия для роста
- В чём ваша главная задача на нынешней должности?
- Воспитание высококлассных футболистов в центре подготовки юных футболистов, чтобы мальчишки, повзрослев, играли в основном составе. Важно, чтобы игрок прогрессировал в детской спортивной школе и доходил до уровня команды мастеров.
- Какие можно отметить ключевые изменения в нынешнем футболе по сравнению с тем, в который играли вы?
- Футбол стал более быстрым, жёстким, агрессивным. В наше время играли помедленнее, но в зрелищности мы не уступали. В современном футболе, чтобы выдерживать конкуренцию, нужно быть очень одарённым футболистом, обладать многими качествами. Только на высоком исполнительском мастерстве далеко не уедешь.
- «Есть команда», - сказали вы о сборной РФ в начале нашего разговора. А так же сказать о «Шиннике» сегодня можно с полным основанием?
-Да, команда у нас есть! Тренерский штаб много работает, чтобы команда имела достойное будущее. К сожалению, приходится ещё раз говорить о том, что воспитанники нашей школы нередко переходят в другие команды. К примеру, Артём Щадин предпочёл клуб «Ростов»: конечно, это команда Премьер-лиги, и финансовые условия там гораздо лучше. Сегодня, чтобы удержать игрока в команде, можно ли найти более весомый аргумент, чем улучшение условий контракта?
Хочется, чтобы наконец наступила стабильность, ведь «Шинник» - прекрасный клуб с богатой историей. Были времена, когда мы брали четвёртое, пятое, шестое места в первенстве российской Премьер-лиги, на равных играли с лидерами российского футбола. Обидно, что потом кривая достижений пошла вниз.
Сейчас, и это надо признать, «Шинник» занимает ту позицию в российском футболе, которая адекватна его нынешнему финансовому положению и уровню поддержки со стороны местных властей и спонсоров. Хочу, чтобы клуб процветал, а команда радовала своей игрой болельщиков и вышла в Премьер-лигу. Выражу общую надежду нашей команды и наших преданных болельщиков, что впереди «Шинник» ждут новые победы.