Примерное время чтения: 7 минут
1647

Литература «на вырост». Писатель Анастасия Орлова - о стихах для детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и факты - Ярославль 01/02/2017
На встречах с читателями Анастасии надо быть готовой ответить на любой вопрос. Например: «Сколько бабочек живёт на планете?»
На встречах с читателями Анастасии надо быть готовой ответить на любой вопрос. Например: «Сколько бабочек живёт на планете?» / Из личного архива А. Орловой / Из личного архива

Чего только не знают эти детские писатели! Например, Анастасия Орлова, автор более десяти книг детских стихов, может ответить на такие животрепещущие вопросы, как «Речка, речка, где твой дом?» и «Как приходит Новый год».

«АиФ-Ярославль», со своей стороны, задал одному из самых популярных современных детских писателей несколько вопросов попроще, но тоже интересных как юным читателям, так и взрослым.

…А также их родители

Анастасия Вишневская, «АиФ-Ярославль»: Сразу признаюсь, что регулярно заглядываю на твою страницу в Фейсбуке - и вижу, что у тебя нередко проходят встречи с читателями. Учитывая, что твои книги предназначены для детей, в том числе самых маленьких, это получаются, скорее, встречи со слушателями и их мамами?

Досье
Анастасия Орлова родилась в городе Волжский Волгоградской области, выросла в городе Кызыл Республики Тыва, высшее экономическое образование получила в Абакане – столице Хакасии. С 2008 года живёт в Ярославле. Мама двоих сыновей. Участница форумов и семинаров для молодых писателей России, в том числе пишущих для детей. Лауреат литературных конкурсов и фестивалей: Общероссийской премии им. Антона Дельвига, премии им. Самуила Маршака, премии им. Корнея Чуковского, ежегодного конкурса издательства «РОСМЭН» «Новая детская книга» и других.
Анастасия Орлова: Встреча с читателями - всегда сюрприз. Если это не запланированная беседа в классе или детсадовской группе, ты никогда не знаешь, кто придёт на встречу. Может прийти двухлетний человек и двенадцатилетний, а рядом к тому же окажутся их родители, которым тоже должно быть интересно происходящее. На одном из фестивалей как-то объявили: «Кто ниже метра, все к Орловой». У меня тогда самые малыши собрались, начиная с грудничка, который на маме висел! Я сначала испугалась, а потом, видимо, вдохновение снизошло (а может быть, дети такие попались): все уже закончили, а мы больше часа занимались - слушали, играли, рисовали.

- Играли и рисовали?

- У меня много игровых стихов, которые я использую при общении с такими малышами. Стихи, которые можно проживать в движении. Детям сложно усидеть на одном месте, так что всё время приходится что-то придумывать, чтобы маленький человек был во внимании. С ребёнком можно провести день, сопровождая его стихами, с момента просыпания до вечернего купания и сна.

- Значит, это не похоже на типичные встречи, когда писатель читает отрывки, а публика вопросы задаёт?

- И читаю, и вопросы бывают. Замечательно, если педагог подготовил детей, если они перед встречей читали стихи и подумали над ними. В этом случае, мне кажется, след от такой встречи останется более глубоким.

- О чём тебя спрашивают дети?

- От малышей бывают вопросы абсолютно конкретные. Многих живо интересует, сколько мне лет и крашу ли я волосы. Однажды спросили: «Сколько бабочек живёт на планете?» Писатель должен быть всегда начеку! Те, кто постарше, спрашивали: «Как начинаются стихи?», «Какие вы пьёте таблетки, чтобы запомнить столько стихов наизусть?», «Сколько вам платят за книжку?» Видимо, хочется раз и навсегда решить для себя, стоит ли заниматься этим странным делом.

- А как начались стихи у тебя?

- В детстве. В 9 лет моё стихотворение опубликовали в журнале «Трамвай». Потом, когда выросла, писать постепенно перестала. А после рождения детей стихи вернулись. И я очень от этого стала счастлива. Это неуникально - я знаю много людей, которые начинают писать для детей с появлением своих собственных. Видимо, хочется в этот период как-то выразить себя в этом направлении, обратиться к детству. Но я также знаю много замечательных писателей, у которых совсем другие истории.

«Темноты я не боюсь»

- Можно ли читать стихи младенцам?

-  Можно и даже нужно. Но «читать» младенцу надо не в том смысле, что посадить и читать ему вслух, а в том, что эти стихи можно выучить наизусть и приговаривать, делая массаж, разминая пальчики, гладя по головке, успокаивая колики в животе. А ещё можно со стихами подниматься по лестнице или кормить птиц на прогулке. Здорово, когда можно обыденные действия превратить в игру. Например, это же невыносимо нудно чистить зубы или колготки надевать. Стихотворение «Надеваю колготки» - это вопль души! Сын ненавидел это занятие. И вот так мы справлялись. И кому-то это сейчас помогает жить.

- Прочитаешь?

- Я свою родную ногу
Отправляю в путь-дорогу.
А туннель длиннющий - жуть! -
Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не боюсь,
Да и ты, нога, не трусь!

- Такие стихи помогают детям или родителям?

- Думаю, и тем, и другим. Потому что обе стороны мучаются. Очень много трудностей в этом возрасте. Одеться, раздеться, проснуться и уснуть, почистить зубы, поесть - это всё большой труд и для ребёнка, и для родителя.

Что почитать?

- А как насчёт чтения? У тебя есть рецепты, помогающие облегчить родителям воспитание этого навыка у детей?

- Боюсь, универсальных рецептов в том, что касается детей, вообще не существует. Каждый ребёнок - это отдельная планета, и нужно ориентироваться, прежде всего, на его интересы в жизни. Когда старший сын полюбил чтение, я подумала: «Теперь я знаю, как это делается!» Но когда дело дошло до младшего, оказалось, что моё «тайное знание» не работает. Если старший стал «запойным» читателем, то с младшим этого пока не произошло. Возможно, всё впереди. А, возможно, и нет. Все люди разные, и не обязательно все должны безумно любить читать. Но я буду рада, если это случится. Для меня чтение - это целый мир.

- Тем, кто уже стал читателем, но ещё не перешёл в разряд старшеклассников, можешь что-нибудь посоветовать из современной литературы?

- На самом деле для подростков сейчас очень много хороших книг выходит - как российских, так и переводных. Я понимаю, что родителям (как правило, всё-таки читателям этого возраста книги покупают родители) сложно найти своё в этом разнообразии. Но есть своеобразные «навигаторы» в море книг - специализированные сайты. Можно ориентироваться также на какого-нибудь книжного блогера, вкусу которого вы доверяете.

- А твои дети сейчас что читают?

- Что им нравится? Нина Дашевская, Тамара Михеева,  Юлия Кузнецова, Стас Востоков, Наталья Евдокимова…

- Это прозаики?

- Да, как раз подростковая проза.

- Возвращаясь к детским стихам, как ты считаешь, устарели ли Чуковский, Маршак, Барто?

- И да, и нет. Самое лучшее не умирает. Это наш культурный код, который объединяет поколения. Если мы начнём читать какое-нибудь стихотворение Чуковского, его сможет продолжить, наверное, каждый человек. Конечно, меняется лексика, быт, и нужно ребёнку объяснять подробности, которых уже не существует. Но ведь это интересно - это наша история.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах