Совсем чуть-чуть осталось школьникам радоваться свободной жизни. До окончания каникул - меньше месяца. А значит, многие десятиклассники вот-вот перейдут на новую форму учебы - так называемое профильное обучение. Несмотря на то что об этом говорится довольно давно, вопросы остаются. Еще несколько месяцев назад о нововведении не знали большинство родителей и даже школьных учителей. У нас ведь всегда реформы подкрадываются незаметно.
Итак, в Ярославле с 1 сентября на профильное обучение перейдут 24 школы - те, что готовы работать по новой программе, могут приглашать специалистов из вузов читать курсы по тому или иному предмету на более глубоком уровне, а также обзавелись необходимыми пособиями. Гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов продолжат свою работу в прежнем режиме. Все остальные школы будут работать со старшеклассниками по универсальной программе (эта система образования по сути мало отличается от прежней).
С выбором нынешним девятиклассникам нужно было определиться до конца мая. Но, как сказала нам заместитель начальника управления образования мэрии Валентина Малютина, можно попытать счастья вплоть до 30 августа. Узнавать, есть ли свободные места в том или ином профильном классе, нужно непосредственно в учебном заведении, предоставляющем возможность учиться по-новому. Список таковых мы приводим в таблице.
Выбирая профильное образование, надо помнить, что по ряду предметов ребенок получит знания (если верить реформаторам от образования) на уровне чуть ли не студента-первокурсника, но при этом остальные предметы он освоит по минимуму, на так называемом базовом уровне. И если вдруг школьник уже к концу десятого класса поймет, что, например, математика ему ненавистна, а вот страсть к химическим опытам, наоборот, перевешивает все остальное, сменить профиль будет невозможно. Единственным выходом может стать разве что переход в общеобразовательный класс. Ну а для поступления в вуз в этом случае придется обращаться к репетиторам.
Даст ли профильное образование возможность обходиться вовсе без репетиторов - неизвестно. Это станет более или менее понятно только через два года (с реформами у нас всегда как в известном анекдоте: вскрытие покажет). Даже сам механизм реформы до конца не разработан. Поэтому большинство школ пока предпочли работать по универсальному учебному плану.
В идеале у каждого девятиклассника есть право получить профильное образование. Но, скажем, во всем Заволжском районе всего пять школ открывают профильные классы. Это просто ничтожно мало. Причем только в двух из них можно получить глубокие знания по химии. Если учебные заведения не смогут усадить за парты всех заволжских школьников, мечтающих стать Менделеевыми, то надо обращаться в управление образования, где скажут, в какую еще городскую школу обратиться. Но ведь другие учебные заведения с аналогичным профилем могут тоже оказаться переполненными. Что тогда? Прощайте, мечты? То есть гладко все пока только на бумаге.
Помимо всего прочего остается открытым и вопрос с единым экзаменом. Он просто не вяжется с нынешней "профилизацией". Знания будут давать на разном уровне, а результаты требовать одинаковые. То есть и гуманитарии, и получившие универсальное образование, и обучавшиеся математике по углубленной программе должны будут сдавать одинакового уровня сложности ЕГЭ по математике - обязательный экзамен в нашей области для всех выпускников! Пока никаких изменений не предвидится. Хотя в планах Министерства образования - сделать ЕГЭ вариативным для разных категорий учащихся.
В общем, нам предлагают выбирать в условиях непроработанной реформы. Причем ответственность за свой выбор каждому предлагается нести самостоятельно.
Смотрите также:
- «Сложные» дети. Учитель об учениках из классов коррекции →
- Скандал новый - образовательный →
- Снова в школу (29.08.2006) →