Своих пророков мы не замечаем

   
   

В первой декаде июля в Вологде состоялся IX международный театральный фестиваль "Голоса истории". На сегодняшний день это один из самых престижных и серьезных театральных форумов, проходящих в стране. Диплома лауреата этого фестиваля за лучшую актерскую работу был удостоен актер Ярославского театра юного зрителя, заслуженный артист России Виталий Стужев.

Белое небо Вологды

Даже просто попасть на вологодский фестиваль в качестве участника считается в актерской среде большой удачей. Солидная экспертная комиссия, состоящая из ведущих театральных критиков страны, в течение года отсматривает спектакли на местах. Отбирает из многочисленных претендентов около десяти театров. Среди нынешних участников оказались два вологодских, три московских, труппы из Самары, Таганрога, Белоруссии и Италии. Примечательно, что два конкурсных спектакля из двенадцати - "Царь Федор Иоаннович" (Московский государственный драматический "Ведогонь-театр") и спектакль "Василий Теркин" самарского театра "СамАрт" - поставил известный ярославский режиссер Александр Сергеевич Кузин. Впрочем, в свете того, что в последние годы театральный Ярославль как-то привык обходиться без этого выдающегося (что скромничать?) театрального мастера, называть Александра Сергеевича "ярославским" - дань инерции.

Фестиваль шел в течение восьми дней на открытых сценических площадках, обустроенных на территории старинного кремля.

- Стечение зрителей было просто грандиозное, интерес к конкурсным спектаклям колоссальный, - рассказывает актер Виталий Стужев. - Сотни людей стояли под открытым небом в любую погоду, и это при том, что спектакли заканчивались глубоко за полночь!

- А что за необходимость в ночных бдениях?

- Северные белые ночи! А поскольку важным элементом каждой постановки является освещение, то невольно приходилось дожидаться темноты, чтобы полноценно прозвучала световая партитура. Так, например, перенесенный на более раннее время спектакль "Василий Теркин" очень пострадал из-за того, что демонстрирующаяся в ходе сюжета на большом экране военная кинохроника была еле видна.

Оценивать спектакли собрался звездный состав российской театральной критики: доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, профессор Юлия Бабичева, театральный критик журнала "Экран и сцена" Екатерина Дмитриевская и многие другие, причем мэтры разделились на две независимые друг от друга оценочные комиссии - жюри и экспертный совет.

Победители

Безусловным лидером IX международного театрального фестиваля "Голоса истории" стал ярославский (ну куда денешься от неистребимого местечкового самолюбования!) режиссер Александр Кузин. Поставленный им в самарском театре "СамАрт" спектакль "Василий Теркин" был удостоен приза за великолепно созданный режиссером актерский ансамбль. А второй кузинский спектакль "Царь Федор Иоаннович", поставленный Александром Сергеевичем в Московском государственном драматическом "Ведогонь-театре", стал обладателем Гран-при фестиваля. Более того, три из пяти присуждаемых актерских призов (а участие в фестивале принимали более трехсот актеров) оказались у актеров "Ведогонь-театра". Один из них, как уже было сказано выше, привез в Ярославль заслуженный артист России Виталий Львович Стужев. А "Ведогонь-театру" - беспрецедентный случай! - Министерство культуры выделило грант для постановки спектакля к следующему, X международному театральному фестивалю "Голоса истории". Уже известно, что ставить новый спектакль будет... Александр Сергеевич Кузин.

Наши в московском театре

Московский государственный драматический "Ведогонь-театр" достаточно молод. Он родился из частной инициативы группы актеров Малого театра. Некоторое время он работал на принципах самоокупаемости, что в условиях столицы невероятно трудно, но, доказав свое право на существование, обрел статус государственного и собственную сценическую площадку в Зеленограде.

Во главе театра стоит актер, режиссер, педагог Щепкинского училища, заслуженный артист России Павел Курочкин. К слову, в "Ведогонь-театре" сегодня успешно работают бывшая (увы!) заведующая литературной частью Ярославского ТЮЗа Татьяна Шаликова и его же бывший (увы-увы!) главный художник Кирилл Данилов.

Вот этот театр и пригласил на постановку спектакля Александра Кузина, бывшего главного режиссера все того же Ярославского театра юного зрителя. А он в свою очередь предложил поставить спектакль по пьесе Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович".

На уровне МХАТа

- Это мощнейшее произведение по внутренней силе, по эмоции, по психологии, - считает исполнитель одной из главных ролей (роль Андрея Петровича Луп-Клешнина) Виталий Стужев. - Александру Кузину удалось в условиях малого пространства выстроить огромную трагедию.

Премьера "Царя..." состоялась в Москве в октябре прошлого года, резонанс был огромный: достаточно избалованная зрелищами столичная театральная критика единодушно выставила спектаклю высший балл.

-Роль Луп-Клешнина очень заметная. Она земная, бытовая, я таких ролей в принципе никогда не играл, - рассказывает Виталий Стужев. - Эта мощная фигура русского мужика, который закручивает всю ситуацию и становится в итоге виновником убийства. Ось всего спектакля проходит через моего персонажа. Энергетика у этого спектакля удивительная! Представьте себе: вечером, за пять минут до начала спектакля, начался дождь. Зрители открыли зонты, а нам-то как быть? Тем более что в спектакле есть ключевая сцена, в ходе которой мой персонаж, произнося монолог, гасит одну за другой десятки свечей. Я переживал, что свечи под дождем гореть не будут. Мы буквально молились! Но стоило начаться спектаклю, как проливной дождь, затянувшийся, казалось бы, надолго, иссяк! Позже, во время обсуждения спектакля, критики говорили нам наперебой: "Вы - сумасшедшие! Вы своей игрой даже дождь заставили прекратиться!" Это был редчайший случай, когда критики вырывали друг у друга микрофон, желая высказаться. Они сравнивали постановку Кузина с великим мхатовским спектаклем (с легендарным Москвиным в главной роли). Что касается зрителей, то они бисировали около получаса, не отпуская нас со сцены...

Приоткрою вам небольшой секрет: кроме лауреатского приза, что, безусловно, приятно само по себе, Виталий Львович получил еще и возможность соприкоснуться с собственной молодостью. 35 лет назад он был ведущим актером Вологодского драматического театра. Был, скажем без ложной скромности, любимцем города Вологды. После спектакля к нему подошли несколько человек со словами: "Мы вас до сих пор помним". Трогательно - до слез.

Начал младенцем

Виталий Стужев родился в актерской семье. Первый раз вышел на сцену, если можно так сказать - "вышел", когда ему было... несколько месяцев. В пьесе Верты "Земля" его отец играл главную роль, мать тоже была занята. И там по пьесе была сцена с грудным ребенком. Ее исполнителем и был Виталий Львович. Первой взрослой сценической площадкой для актера стал Рыбинский драматический театр. Потом были Урал, Пермь, где началась сногсшибательная карьера "актера с явными зачатками гениальности" - так отзывались тогда о Виталии Стужеве режиссеры. За долгую сценическую жизнь им сыграно более двухсот ролей, из них сорок наипервейших ролей мирового классического репертуара: шесть по Шекспиру, шесть по Островскому, Чехову, Мольеру, Шоу, Гоголю, Горькому...

Из ярких моментов уже ярославской театральной биографии Стужева: работа в Волковском академическом театре под началом Глеба Дроздова, в конце 80-х - феерический успех постановки "Мыс Доброй надежды" в Театре на Набережной, потом был "Портрет" Гоголя, "Иуда Искариот"...

Сегодняшняя занятость заслуженного артиста России Виталия Стужева в репертуарной афише ТЮЗа невелика: моноспектакль "Жизнь флорентийского мастера Бенвенуто Челлини, рассказанная им самим", поставленный в киношной манере спектакль "Хочу сниматься в кино" да редкие спектакли "Острова сокровищ" (как мало в нем осталось от первоначальной постановки Кузина!). Творческой отдушиной для актера стали ежемесячные спектакли "Царь Федор Иоаннович" в московском "Ведогонь-театре" и преподавание в Ярославском театральном институте - Виталий Львович ведет курс вместе с Александром Кузиным, коего искренне считает выдающимся мастером театральной педагогики и одним из лучших режиссеров России.

Теряя, не плачем

   
   

Во время написания этого материала, которому в принципе полагалось быть одой во славу ярославского театрального гения, меня преследовали две фразы: "Нет пророка в своем Отечестве" и "Что имеем - не храним...". Скажу больше, продолжая известную поговорку: даже теряя - не плачем.

Режиссер Александр Сергеевич Кузин в современном театральном пространстве нарасхват. Он работает параллельно (!) над тремя спектаклями: в Санкт-Петербурге ставит "Тартюфа" Мольера, в Новосибирске - "Месяц в деревне" Тургенева, в Сеуле (Корея) - "Датскую историю". К нему на постановку стоят в очередь известнейшие театры страны. Вот только ни одного ярославского театра в этой очереди нет. Как с горечью констатировал некоторое время назад сам Александр Сергеевич, "пока им хорошо без меня".

Виталий Львович Стужев, заслуженный артист России, в минувшем театральном сезоне отметил пятидесятилетие (!) творческой деятельности. Я, почти обидевшись на правах давней знакомой за свое отсутствие на его бенефисе, была сражена негромкой фразой Виталия Львовича: "А не было никакого бенефиса, никто и не заметил..."

Обидно? Лично мне - очень.

Смотрите также: