В театральных кругах говорят о Владимире Иванове как об одном из лучших режиссеров театра им. Вахтангова и педагогов Щукинского театрального института. На его спектакли в Москве не купить билетов, в постановках задействованы звезды театра. Во время приезда в марте театра им. Вахтангова ярославцы смогут увидеть нашумевший спектакль этого талантливого режиссера "Мадемуазель Нитуш". Мы побеседовали с Владимиром Ивановым накануне гастролей.
- Владимир Владимирович, расскажите, в чем успех спектакля "Мадемуазель Нитуш"?
- Вы увидите большое произведение. К вам приезжает мощный десант: больше 100 человек из Вахтанговского театра, студенты Щукинского училища, 13 музыкантов, играющих в оркестре. Будет 24 танцевальных номера. Успех спектакля зависит от того, насколько он попадает в то, что хочет увидеть зритель. Если артистам и режиссеру интересно, то и зритель поймет. Нельзя заразиться, не будучи зараженным. А оценка спектакля зависит не только от его объективного звучания, но и от того субъективного взгляда зрителя.
- Как происходит выбор литературного материала?
- Мне захотелось сделать что-нибудь комедийное и музыкальное. Из того, что я прочел, появилась идея сделать "Мадемуазель Нитуш". Но главное - это артисты. В спектакле задействованы Мария Аронова, Лидия Вележова, Владимир Симонов.
- Вы сразу видите в начинающем актере будущую звезду?
- Это по-разному бывает. Сказать, что я вижу звезду, неправильно. Актер становится известным после упорного труда. Когда я набираю новый курс, для меня главное - видеть человека, который может заниматься этой профессией. Однако бывает и масса примеров, когда человек сейчас знаменит, но его долго не принимали на сцену. На моем курсе учится замечательная артистка, которая 6 лет поступала в училище.
Но были и другие и примеры. Например, увидев Машу Аронову, я сразу понял, что она станет актрисой. Все равно каждый мастер опирается на какие-то человеческие и творческие пристрастия.
- Вы строгий преподаватель. Что не приемлете, а за что готовы простить?
- Талант - это дар Божий. В этом заслуги человека нет. В том, что люди имеют рост, глаза, улыбку, грудь необыкновенную, длинные ноги - это мама с папой постарались. Но вот как человек этими данными и дарованиями распорядится, от него зависит. Если придает значимость своему собственному служению и таланту, а не внешним данным, тогда он имеет право заниматься актерской профессией. Тогда я ему многое готов простить.
- Бытует мнение, что в Щукинское училище не поступить без семейных связей. Как вы к этому относитесь?
- Абсолютная неправда. Это обывательское суждение. Дело в том, что люди, которые выросли в актерских семьях, знают, какая это неблагодарная и чудовищно сложная профессия, сколько сил, нервов, здоровья положено на то, чтобы достичь успеха. Вот почему-то династия сталеваров - это замечательно, военных - еще лучше, а уж когда актерские дети идут в театр-скандально. Почему, если он достоин?
Много примеров талантливых детей: Костя Райкин, Никита Михалков. На последнем курсе у меня учится молодая студентка Лаура Кеосаян, дочка продюсера Давида Кеосаяна и племянница режиссера Тиграна Кеосаяна. Родители не хотели, чтобы она стала актрисой, и она окончила МГИМО. Потом отдала диплом и сказала, что все равно пойдет в артистки.