В театре им. Федора Волкова состоялась премьера сентиментальной комедии "Соло для часов с боем". Пьеса словацкого драматурга Освальда Заградника особенно хороша тем, что позволяет мэтрам театральной труппы выходить на сцену не в качестве второстепенных персонажей - бабушек-нянюшек и дедушек-дворецких, а достойно играть ведущие роли.
Вот и у великих "стариков" Волковского появилась возможность блеснуть в заглавных партиях. В спектакле, который поставил Анатолий Бейрак, заняты народные артисты России Владимир Солопов и Наталия Терентьева, заслуженные артисты РФ Валерий Смирнов и Валерий Соколов.
Для любого театра на территории бывшего Союза взяться за "Соло для часов с боем" - затея рискованная. Очевидно, что значительная часть публики обязательно станет сопоставлять героев с персонажами телеспектакля, в котором играли знаменитые мхатовские "старики" - Ольга Андровская, Михаил Яншин, Алексей Грибов. Ярославские мастера сцены исполняют роли пожилых чудаков, придуманных Заградником, несколько иначе. Отчего сравнивать еще интереснее.
Словацкого драматурга иногда называют дунайским Чеховым. Сравнение весьма условное - у Заградника довольно много мелодраматизма и очевидной назидательности, не свойственных чеховскому театру. И все же это сравнение не лишено оснований: герои невеселых комедий Освальда Заградника тоже страдают от своей бесприютности и совсем по-чеховски готовы бесконечно выяснять отношения с собственным прошлым.
Персонажи пьесы "Соло для часов с боем" - старики из дома престарелых. Среди них бывший лифтер, рассыльный, часовщик, полицейский. Но прежний невысокий статус - не главное унижение для них. Они унижены возрастом, стариковской ненужностью и бесполезностью для молодых.
Тем не менее об этих людях не скажешь "доживают свой век". Они не доживают, а проживают с блеском отпущенные им дни. Четверо стариков каждую пятницу устраивают домашние чаепития у Франтишека Абеля (Владимир Солопов). Эти встречи для них - повод сменить измятую пижаму на сюртук, достать из буфета праздничный сервиз и по-старомодному трогательно поухаживать за королевой этих собраний, состарившейся кокеткой госпожой Конти (Наталия Терентьева).
Они упиваются своей дружбой, своим интересом к жизни, к новому поколению - молодому, незнакомому. Упиваются сегодняшним днем. И в этом своем упоении настоящим старики во сто крат интереснее молодых героев - Павла (Илья Коврижных) и Даши (Александра Чилин-Гири).
Анатолий Бейрак смягчил эгоизм и равнодушие внука Абеля и его подружки, чем, конечно, сгладил трагическое звучание пьесы. Финал же, когда во мраке со сцены исчезают все старики и не совсем понятно, ушла ли в мир иной госпожа Конти, и вовсе как-то уж оптимистичен. Впрочем, зрителю, приученному современной антрепризой в театре только отдыхать, такое прочтение Освальда Заградника окажется близким.