Не стареют душой ветераны

   
   

В этот день мы отдаем дань уважения нашим ветеранам. Их знания, мудрость, профессиональный и жизненный опыт служат для всех остальных примером.

Сегодня мы беседуем с ветераном труда, почетным железнодорожником, заслуженным энергетиком России, почетным ветераном Северной железной дороги, председателем Совета ветеранов Сосногорского отделения СЖД Александром Максимовичем ХОЛОПЕНКОВЫМ.

- Александр Максимович, как вы пришли на железную дорогу?

- Я жил в Смоленской области. Во время войны наша деревня была сожжена. Мы с матерью и младшим братом два года жили в землянке. Отец был на фронте. Я сам строил дом и учился в школе - ее закончил в 1945-м. Однажды прочитал в газете объявление о том, что Оршанский техникум железнодорожного транспорта набирает учащихся. Было сказано, что иногородним предоставляется благоустроенное общежитие. А ведь в то время вся Смоленщина была в развалинах. Я подал заявление в техникум и был принят без экзаменов как отличник учебы.

Четыре года учился в техникуме. Все учащиеся после уроков посменно три раза в неделю работали на восстановлении разрушенных железнодорожных объектов. Это и было началом моей работы. Принимал участие и в строительстве трансформаторных подстанций и линий электропередач.

Кроме этого часто приходилось ездить по железнодорожным станциям, ходить по рынкам, в подвалы домов - собирать беспризорных детей и привозить их в детские дома, которые в срочном порядке создавались в городе. Это были очень трудные годы.

До 1947 года существовала карточная система распределения продовольственных товаров. Учащимся техникума на сутки выдавали 500 г хлеба. В подвальном помещении возле общежития круглосуточно топилась печь, на которой студенты варили для себя еду, в основном картошку, которую привозили из дома.

- В каком состоянии находилась энергетика дороги в начале вашей карьеры?

- Работать в систему электроснабжения Сосногорского отделения я пришел в июле 1960 года после окончания заочно Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. До этого сначала работал дежурным, а затем и начальником вокзала ст. Сосногорск. В 1960 году Сосногорское отделение было "керосиновым". Производственные здания, жилые дома, стрелочные указатели, семафоры и переезды на станциях освещались керосиновыми лампами. А нужно было внедрять новую технику, улучшать быт железнодорожников.

Был разработан план по решению этих задач, вновь созданному коллективу энергоучастка предстояло выполнить огромный объем строительно-монтажных работ.

Легко нам не было, но к 1970 году, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, мы зажгли "лампочку Ильича" на каждом рабочем месте и во всех квартирах железнодорожников.

- Вы наблюдали за развитием энергетики на протяжении длительного времени. Чего удалось достичь?

- Мне довелось принимать самое непосредственное участие в создании производственно-технической базы Сосногорского отделения, в строительстве городов Сосногорск и Микунь, в строительстве железных дорог Микунь - Кослан - Вендинга, Микунь - Сыктывкар, Сосногорск - Троицко-Печорск. Все это время я постоянно находился в командировках на строительных площадках. Окончил заочно два института, самостоятельно освоил строительное дело и основы газификации. Благодаря этому мы могли строить девятиэтажные жилые дома и производственные здания, а потом получили разрешение на их газификацию, а также на строительство газопроводов в городах.

- Какие профессиональные и личные качества нужны железнодорожнику? Всегда ли стоит руководствоваться инструкцией или надо иногда проявлять собственную инициативу?

- Железнодорожник управляет сложными технологическими процессами, которые с течением времени могут сильно меняться. Иногда надо срочно принимать неординарные, но технически грамотные решения. Поэтому железнодорожник должен быть хорошо технически подготовлен, иметь чувство ответственности, творчески мыслить, быть инициативным и физически здоровым. На железной дороге должна постоянно функционировать профессиональная переподготовка кадров. А еще он должен чувствовать себя членом коллектива. К большому сожалению, многие считают, что сегодня такое время, когда каждый заботится только о себе. Больно слышать такие слова.

- Обращаются ли молодые специалисты к ветеранам за советами? В чем вы видите свою задачу в работе с ними?

- Конечно, молодые специалисты постоянно приходят на Дистанцию. И грамотная система наставничества может повысить их профессионализм, а значит, и качество работы. Могу привести примеры из собственного опыта. В 1961 году я был на приеме у министра путей сообщения Бориса Павловича Бещева, депутата Верховного Совета СССР от Коми АССР.

Перед отъездом в Москву меня подробно ознакомили с тем, что делается по выполнению наказов избирателей, чтобы я владел информацией и мог ответить на все вопросы.

Но не я Борису Павловичу, а он мне в течение часа очень подробно рассказывал, как решаются проблемы избирателей. Особый упор он сделал на строительство жилья. Чувствовалась его забота об избирателях. Он был очень доброжелательным. Встреча с Борисом Павловичем произвела на меня сильное впечатление, возможно, поэтому во мне сформировалось постоянное чувство ответственности, сопереживания и желания всегда помочь людям.

По моему мнению, наставничество и встречи с людьми, которые на личном опыте показывают свое отношение к труду, ответственность в работе и доброту к людям, являются неоценимым вкладом в воспитание молодого поколения.

Смотрите также: