В городе красивых девчонок
Михаил Александрович родился в городе Новозыбков Брянской области. В Смоленске окончил школу и техникум по специальности "техник-механик". А срочную службу проходил в Ярославле. Когда он понял, что девчонки в этом городе - самые красивые на свете, то остался после демобилизации здесь жить.
Начал работать во втором отряде военной пожарной охраны техническим инспектором, одновременно учился в политехническом институте, где получал специальность "инженер-техник".
- Знаете, какое впечатление от ярославцев? Многие из них - неискренние люди, положиться на человека нельзя, - поделился своими наблюдениями Михаил Александрович. - Но осуждать за это не могу. Так исторически сложилось, что самые лучшие в стране купцы, слуги, половые жили именно в этих краях, а им без хитрости, обмана и изворотливости никак.
Отдать жизнь "за други своя"
В трудные 90-е, когда денег на жизнь стало всерьез не хватать, Михаил Александрович с двумя друзьями решил создать свой кооператив. Занимались строительством, противопожарными работами и оборудованием. Затем кооператив вырос в производственно-коммерческое объединение "Надежда" - многопрофильную организацию типа нынешних холдингов. Осипенко стал генеральным директором, а руководил объединением совет директоров.
В апреле 1994 года Михаила Александровича пригласили в Москву и назначили атаманом Ярославского отдела Великого братства казачьих войск.
- Я тогда про казаков почти ничего не знал, - вспоминает Осипенко. - Думал, ну, военное сословие, черносотенцы, пошли из беглых крестьян и каторжан. Начал изучать историю - появилось еще больше вопросов. Например, почему правительство безвозмездно отдавало в собственность казакам территории, которые были здравницами, житницами страны? Почему управление в общинах вольных казаков так похоже на наше самоуправление? А казачеству присущи все признаки государства? И нашел ответ - да потому, что казачество - это и есть государство, которое существовало до Российской империи. Понял, что и я живу этой жизнью, по очень близким традициям и принципам. А позже стало известно, что в роду действительно были казаки.
А принципы эти сводятся к следующему: каждый казак готов прийти на выручку ближнему и даже отдать жизнь "за други своя". В этом залог не только единства, сплоченности казаков, но и душевного спасения каждого из них.
Борьба с толстолобиками
В 1999 году Ярославский отдел вошел в Центральное казачье войско. Сейчас в городских казачьих обществах состоит более 5,5 тысяч казаков. Но на самом деле по области их гораздо больше. Среди них и врачи, и учителя, и милиционеры, и военные, и чиновники.
- Сначала мы занимались охраной общественного порядка на вокзалах - вместе с транспортной милицией, - рассказал Михаил Александрович. - В Рыбинске казаки до сих пор патрулируют улицы. Но произойди какой несчастный случай - законом-то мы не защищены. Поэтому сейчас помогаем только в самых сложных случаях.
Например, казаки пришли на выручку, когда в Лесных Полянах толстолобики (так атаман называет бандитов) устроили разборки и народ боялся на улицы выходить. Или навели порядок в доме престарелых для зеков, там сплошные безобразия творились. Помогают восстанавливать храмы, но только те, где настоятель - истинный православный священник и ему очень тяжело приходится.
- Работаем как пожарная команда, - с улыбкой говорит Осипенко, - где горит - там и пытаемся помочь.
Детей зовут по имени-отчеству
У Михаила Александровича шестеро детей: самой старшей дочери - 28 лет, а младшему сыну - 7,5. Кстати, всех людей, даже детей, атаман уважительно называет по имени-отчеству.
- Считаю, что помнить отчество - один из тех моментов, что заставляет нас не забывать о своих корнях. А кто не знает прошлого, тот, как известно, не имеет будущего, - пояснил Михаил Александрович.
Старшие сыновья - казаки. А когда атамана спросили, будет ли казаком младший наследник, он сказал:
- Однажды Иван Михайлович (так зовет сына) меня попросил: "Можно я достану шашку?" Открыл, посмотрел и говорит: "Мы, папа, с тобой казаки, а мой друг - нет". Удивляюсь - почему? Отвечает: "Потому что мы берем ее в руки и чувствуем ее силу. А он не чувствует". Видите - значит, будет казаком!
И это для атамана, конечно, важно. Однако для него еще более значимо - честно жить и честно умереть.
- Мне 52 года, и я многого в этой жизни добился, - говорит Михаил Александрович. - Но самое главное - чтобы тебе на могилу не плюнули.
справка "АиФ"
Казачество - военное сословие в России в XVIII - начале XX вв. В XIV-XVII вв. вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV-XVI вв. за границами Русского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков. Царское правительство использовало казачество для охраны границ, в войнах и т.д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В 1920 г. казачество как сословие упразднено. С конца 1980-х гг. происходит возрождение казачьих организаций.