70-летний ректор института ждет приговора. За крупные квартирные махинации

   
   

В Ярославском районном суде идут слушания по одному необычному уголовному делу: семь потерпевших, 32 свидетеля, а в качестве обвиняемой - 70-летняя бабушка.

В поселке Михайловский, где Валентина Ивановна Задумина работала ректором института переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК, до сих пор не могут поверить, что она злоупотребляла служебными полномочиями и незаконно растрачивала имущество.

Валентина Ивановна - с виду обычная пенсионерка. В суд она пришла в простенькой вязаной кофте, трикотажной юбке и разношенных полусапожках. Очки с толстыми линзами, за которыми не видно глаз. Волосы убраны назад и скреплены заколкой. Но держалась уверенно, по-барски, и отказывалась давать показания.

Афера с общежитием

Удивляет даже не то, что на скамье подсудимых женщина в солидном возрасте, а то, как ловко для своих лет она прокрутила крупную махинацию. Без лишней бумажной волокиты Валентина Ивановна задарма получила большие квартиры для себя, мужа, дочери, племянницы, снохи, личной медсестры, бухгалтера и других близких ей людей.

Все началось еще в 1991 году. Тогда для сотрудников института задумали строить в поселке Михайловский дом. Время было тяжелое, средства из Министерства сельского хозяйства не поступали, а в 2001 году стройку и вовсе заморозили. Тогда Валентине Ивановне какой-то умный человек из министерства подсказал: переоформи, мол, заявку на строительство общежития, и средства выделят.

Действительно, в феврале 2005 года дом на улице Садовой, 6 уже был введен в эксплуатацию. Новенькие квартирки было не сравнить с тесными общежитскими комнатухами, чей статус они имели. Это были трехкомнатные квартиры общей площадью 100 метров с огромными кухнями и ванными, "двушки" - по 80 метров, "однушки" - по 50. По меркам Михайловского, это уже хоромы.

Началась раздача квартир, кстати, частично меблированных. Даже номинально была создана жилищная комиссия, одним из членов которой была родная племянница Задуминой - Мария. Право же решать судьбу квадратных метров принадлежало только Валентине Ивановне.

- Вот, попросила предоставить общежитие, - рассказала на суде свидетельница, специалист института Ольга Соколова, боязливо оглядываясь на Валентину Ивановну. - На жилищную комиссию меня не приглашали, я только заявление написала. Все бумаги подписала в институте, а ключи от квартиры получила лично из рук ректора.

Чтобы новоселы могли владеть и пользоваться жильем на время трудовых отношений, в мае 2005 года Задумина заключает договор найма. Однако встал вопрос регистрации. Тогда ей приходит в голову гениальная идея оформить договор социального найма. Схема была отработана хорошо.

- По каждой квартире Задумина писала письмо на имя начальника паспортно-визовой службы и как ректор института просила зарегистрировать, - рассказала государственный обвинитель Татьяна Милюн. - Жилищная комиссия штамповала решения, но никаких справок о том, что жильцы нуждаются в улучшении своих условий, не предоставлялось.

Поражает, как ловко Валентина Ивановна пользовалась прорехами в законодательстве. В 2007 году здание вошло в муниципальную собственность, и ему был присвоено звание жилого дома. Так жильцы смогли оформить приватизацию.

Ну и, конечно, квартиры достались только своим. На одной лестничной площадке поселились Задумины, племянница и верный помощник - главный бухгалтер. У мужа Валентины Ивановны тут же была своя квартира, которую он сдавал. Даже плотник, который приехал из другого города и построил дачу Валентине Ивановне, и тот без жилья не остался. Так квартиры получили люди, не имевшие никакого отношения к институту, или сотрудники вуза, не нуждавшиеся в улучшении жилищных условий. Например, один из них - 27-летний молодой человек рассказал, что жил в трехкомнатной квартире вместе с родителями в Михайловском. Собрался жениться и поэтому обратился к ректору с просьбой выделить квартиру. Когда прокурор то ли в шутку, то ли всерьез спросила: "Женился?", тот ответил: "Нет, один живу".

Кстати, по сведениям администрации Ярославского района, очередь нуждающихся в жилье в Михайловском на сегодняшний день составляет 180 человек плюс 38 детей-сирот, погорельцы и инвалиды. Если бы это общежитие в его статусе перешло в муниципальную собственность, то очередь на получение жилья значительно бы сдвинулась вперед.

Квартира для больной дочери

Но и это не все. Валентине Задуминой удалось завладеть еще двухкомнатной квартирой на проспекте Ленина, в центре Ярославля, которая была на балансе института и оплачивалась из средств федерального бюджета.

В 2001 году ректор прописала туда свою дочь Ларису, которая работала в институте заведующей кафедрой, при этом имея инвалидность из-за душевного заболевания. А в 2003 году Валентина Ивановна издает уникальный приказ о передаче этой квартиры в собственность. Без договора купли-продажи или хотя бы заявления Ларисы Задуминой. Одной бумагой с двумя подписями Валентина Ивановна снимает жилье с баланса института. Еще через два года квартира была приватизирована и продана.

- Поскольку дочь болела, и у нее были постоянные припадки, она не могла жить в одной квартире вместе с моим мужем, сыном и внучкой, - рассказывала с дрожью в голосе Валентина Ивановна, - и мы ее отселили в эту квартиру. А потом понадобились большие деньги на лечение Ларисы, и квартиру пришлось продать.

На самом деле в 2005 году, когда было построено общежитие и Задумина выделила себе и мужу квартиры, жилье на проспекте Ленина оказалось не нужно.

Наказание - максимум штраф

Год назад в институте переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК была проведена проверка управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Так квартирные мошенничества Валентины Задуминой и вскрылись.

Теперь она обвиняется по двум статьям: злоупотребление должностными полномочиями и присвоение и растрата в особо крупных размерах. Однако реальный срок ей не грозит, а только лишь штраф до 100 тысяч рублей.

- Министерство сельского хозяйства иска не предъявляло, - пояснила гособвинитель Татьяна Милюн. - Следователь выезжал в Москву, чтобы изъять документы, на основании которых выделялись денежные средства на приобретение квартиры, но их там нет. Поскольку в Министерстве сельского хозяйства произошла реорганизация, бумаг никаких не сохранилось.

Также на днях суд отклонил исковые требования прокурора о выселении. Дело в том, что после того, как общежитие было передано в муниципальную собственность, ему было присвоено звание жилого дома, и все жильцы перезаключили договор социального найма с управляющей компанией. Поэтому с точки зрения закона эти договоры нельзя признать незаконными, и вернуть вспять эту ситуацию невозможно.

Сама Задумина считает, что действовала по закону, и ждет оправдания.

Смотрите также: