Убежать от мафии

   
   

Наверное, у многих ярославцев на памяти жуткий случай, когда мужчина, выступивший свидетелем по делу на одном из уголовных процессов, был убит через несколько часов после того, как вышел из зала суда. Сегодня по всей стране создаются специальные центры, которые должны отвечать за жизнь тех, кто "слишком много знает". Два месяца назад в Ярославле был тоже создан такой центр, в который, кстати, уже обратились несколько граждан. Наш корреспондент попытался выяснить, как будет организована личная охрана ярославцев, нуждающихся в защите.

Поменяют паспорт и внешность

- Банальный пример - это кража автотранспорта, - рассказал руководитель Ярославского центра по обеспечению лиц, подлежащих государственной защите, Роман Гавриков. - Когда совершаются угоны с последующим возвратом машины за вознаграждение, практически во всех случаях люди выплачивают деньги. Ведь им нередко угрожают физической расправой или уничтожением имущества.

- Что делать в таком случае?

- Следователь должен проверить реальность этих угроз и вынести свое решение о применении мер государственной защиты, - объясняет порядок работы Роман Викторович. - По согласованию с защищаемым лицом мы можем обеспечить личную охрану, охрану имущества и жилища, переместить человека в безопасное место, изменить место работы.

Применяются и другие меры защиты. Например, свидетелю могут изменить паспортные данные и закрыть все источники получения информации (загс, Пенсионный фонд), которыми могут воспользоваться вымогатели. В случае тяжких и особо тяжких преступлений вместе с переменой места жительства можно изменить внешность.

Правда, в России пока только двум свидетелям изменили внешность, а в Ярославской области к таким мерам не прибегали.

Российский закон по защите свидетелей отличается от американского аналога тем, что меры безопасности могут приниматься до возбуждения уголовного дела. Ведь свидетелем может выступить член преступной группы, который изобличает своих подельников. В этом случае даже в местах лишения свободы к нему будут применены меры безопасности.

- У многих возникает вопрос, по каким уголовным делам можно к нам обращаться? - говорит Роман Викторович. - Мы работаем по обращениям граждан и по решению следственных подразделений. Но, несмотря на это, обязаны проверять в трехдневный срок реальность угроз, а в безотлагательных случаях меры безопасности будут применяться незамедлительно. Мы не вправе отказать никому.

Однако государственная защита - дело очень дорогое, есть ли такие средства в сегодняшнее кризисное время? Роман Гавриков утверждает, что есть:

- Денежные средства выделяются хорошо - это целевая государственная программа. Информация, естественно, проверяется, с оговоркой, что другие меры безопасности являются неэффективными.

Правда, есть здесь и свои минусы.

- Мы даем предписание, что можно делать, а что нет, - поясняет Роман Викторович. - Люди должны понимать, что, ограничивая их права и свободу, мы заботимся об их личной безопасности.

В охране нуждаются даже следователи

О необходимости центра защиты в нашей области говорят и в следственных органах, и в судейском аппарате.

- Этот институт очень нужен, - рассказал руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета по Ярославской области Юрий Болдырев, - поскольку в условиях нынешней криминогенной обстановки угрозы поступают не только свидетелям, но и следователям. Раньше это не было настолько явным, но сегодня злоумышленники используют реальные угрозы, не боясь правосудия.

Мои следователи не раз пользовались охраной во время расследования громких уголовных дел.

Государственный обвинитель Областного суда Татьяна Рачинская также согласна с необходимостью защищать участников судебного процесса:

- Когда люди дают показания, им необходима поддержка. Особенно это актуально для суда присяжных, ведь их лица видят все. Зачастую свидетели могут менять показания, и мы полагаем, что на это чаще всего влияет сторона защиты.

Самой Татьяне Рачинской тоже не раз угрожали.

- Обычно это родственники подсудимых после приговора, - пояснила она. - Но я к этому серьезно не отношусь, они ругаются сгоряча.

Однако многие правоохранители сомневаются в возможностях центра защиты - для этого необходимы огромные средства, нужен транспорт и специальные помещения. Непонятно, как будут соблюдаться вопросы оперативности и конфиденциальности. Если, например, свидетеля попытаются укрыть в гостинице такого маленького городка, как Углич, и приставят к нему охрану, то через два дня весь город будет об этом знать. К тому же никто не обещает свидетелю защиту до конца жизни.

Все эти вопросы должны решиться в ярославском центре. Лишь бы люди говорили правду. Тогда и правосудие у нас будет более справедливым.

Смотрите также: