Свой профессиональный праздник в этот день отмечает немало представительниц слабого пола. Гость нашего номера - начальник контрольно-методического отдела следственного управления при УВД по Ярославской области Елена ОЗЕРОВА.
Направлять в нужное русло
- Елена Евгеньевна, ваш отдел контролирует работу районных следственных органов. А в чем конкретно заключается контроль?
- Мы контролируем организацию работы по раскрытию и расследованию преступлений, уголовные дела, которые находятся в производстве следователей следственных подразделений области, обобщаем и анализируем оперативную и статистическую отчетность о результатах следственной работы, рассматриваем поступающие в следственное управление обращения граждан, проводим служебные расследования, вырабатываем меры по совершенствованию следственной работы. Изучаем уголовные дела: если следствие зашло в тупик, мы также можем подсказать какой-то ход, обнаружить зацепку. Кроме того, сотрудники нашего отдела периодически выезжают в территориальные следственные подразделения, оказывают помощь в организации работы, чтобы расследование уголовных дел проводилось в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Нерадивых сотрудников приходится наказывать, однако, следует отметить, что большинство работников следствия с ответственностью относятся к своему делу.
- Какие значимые дела удалось в последнее время раскрыть?
- Недавно следователи закончили дела по фальшивкам. Если посмотреть с одной стороны, то вроде бы их и немного. А если взглянуть с другой - только по этому делу изъято из оборота более 700 поддельных тысячных купюр! Попади эти купюры в оборот, был бы нанесен урон экономической безопасности государства, а найти сбытчиков - нелегкая задача.
Пресечена деятельность организованной преступной группы, состоявшей из 6 человек, которые похищали нефтепродукты из магистральных трубопроводов. Работа была сложная, но в настоящее время дело направлено в суд.
Немало дел по преднамеренному банкротству и незаконным получениям кредитов. В связи с развитием высоких технологий возросло количество уголовных дел по фактам несанкционированного доступа к компьютерной информации. Причем подбором паролей, взломом и рассылкой оскорбительной информации занимаются не только подростки, как это принято думать. Среди подозреваемых есть и довольно серьезные люди лет 30. У милиции сейчас достаточно средств и методов, чтобы выявлять и раскрывать такого рода преступления.
В производстве следователей находится много дел экономической направленности, и коротко о них не расскажешь. Да еще мы не любим говорить о делах, по которым не принято судебное решение.
- Как долго может расследоваться дело?
- В УПК срок установлен - два месяца. Не укладываемся, приходится продлевать сроки. Бывает ситуация, когда следователь все выполнил, а экспертиза еще не закончена. Случается, экспертизу ждут месяцами и даже годами. Особенно такое бывает при расследовании экономических и налоговых преступлений, когда необходимо проведение объемных бухгалтерских, фоноскопических, строительных экспертиз.
О милиции мечтала с детства
- Елена Евгеньевна, вы начальник большого отдела, занимаете довольно высокую должность. Никогда не испытывали давления или пренебрежения со стороны мужчин-коллег?
- В следствии мужчин с каждым годом становится все меньше и меньше. Если в 2000 году представительниц слабого пола было 43%, то сейчас - уже 68%. Мужчин по многим причинам следственная работа не особо привлекает. Поэтому говорить о давлении или пренебрежении с их стороны не имеет смысла. Наоборот, нужно их спросить, не испытывают ли они давления с нашей стороны! (Смеется). Кстати, половина руководителей следственных подразделений области- тоже женщины.
- А почему вы выбрали эту профессию?
- Я еще в детстве с ней определилась. У нашей семьи был друг-милиционер, он очень много рассказывал о своей работе и "заразил" меня ею. Начала читать книги о милиции. И чем больше читала, тем больше хотелось пойти в эту профессию. Когда исполнилось 18 лет, пришла в отдел кадров УВД, но оказалось, что в органы берут только с полным или неполным юридическим образованием. Я поступила на вечернее отделение юридического факультета ЯрГУ, а на третьем курсе пришла в следственный отдел Кировского РОВД.
- И родители одобрили ваш выбор?
- Нет, они возражали, говорили, что это опасная и не женская работа, но особо не препятствовали. Переживают до сих пор, так что периодически приходится объяснять, что работа не опасная, что у меня основное оружие - это ручка.
- А супруг и дети как относятся к вашей работе и постоянной занятости?
- Супруг все понимает. Он много лет проработал в милиции, потом перешел в наркоконтроль, сейчас уже на пенсии, занимается воспитанием двоих сыновей. Мальчишки пока маленькие - пяти и семи лет. Так что на родительские собрания у нас ходит папа. Для семьи у меня остаются выходные, да и то не всегда.
- Вы бы хотели, чтобы сыновья пошли по вашим стопам?
- Когда мы пришли служить, отношение к милиции было несколько иное. А сейчас... Если начнут работать все те программы, которые запланировало руководство нашей страны, если будет у сотрудников достойная зарплата, тогда - да, я бы хотела, чтобы мальчишки пошли в милицию. А пока - нет.
Смотрите также:
- Будни уголовного розыска. Алексей Андрианов о отношении к жуликам и удаче →
- Прорвёмся, опера! 5 октября в России - День уголовного розыска →
- Дорогая Галина Сергеевна →