Чудом остался жив. 26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

   
   

В этот день вот уже много лет подряд участники радиационных аварий, в том числе Чернобыльской, собираются у стелы с черными журавлями в парке военного госпиталя на улице Угличской. Среди них - Альберт Мамонов, служивший командиром группы дистанционного управления на атомной подводной лодке.

- В августе 1970 года мы несли боевую службу в Атлантическом океане, в Саргассовом море. И вдруг произошла утечка воды, которая омывает стержень, заполненный ураном, - вспоминает Альберт Николаевич.

Радиоактивная вода с частицами урана оказалась в аппаратной реакторного отсека, и трём аварийным бригадам, в каждой из которых было по два человека, пришлось её срочно убирать.

- Была микротечь, нам даже не сказали, сколько воды вытекло, пояснили только, что приборы зарегистрировали повышенную радиоактивность. Мы спиртом и ветошью протирали все поверхности аппаратной, - рассказывает подводник.

По словам Альберта Николаевича, жизнь ему и его коллегам в тот день спас врач - именно он, прежде чем пустить ребят в заражённый отсек, велел выпить спирта.

- Я до сих пор не знаю, сколько радиации я тогда подхватил, но, судя по всему, немало. У меня на пальце почернело обручальное кольцо, хотя золото было хорошее, 96-й пробы. Через четыре года меня списали с подлодки на берег, так как мой вес снизился до 59 килограммов, - рассказывает Альберт Николаевич.

У этой аварии были и более серьезные последствия - через 10 лет после того "черного дня" у подводника родился сын, здоровье которого оставляло желать лучшего.

- Но я же никому не могу доказать, что случилось это именно из-за аварии. Даже своё участие в ликвидации мне пришлось доказывать через суд - ни в каких бумагах, ни в каких архивах не было ни строчки о ЧП на нашей подлодке! Судебное решение в свою пользу я получил, но оно не исполнялось 2,5 года. Только через главную военную прокуратуру Министерства обороны удалось выправить удостоверение.

Так и живёт Альберт Николаевич с обидой, однако духом не падает и каждый год обязательно приходит на митинг, посвящённый жертвам радиационных катастроф.

Смотрите также: