Мнение обывателя гласит: женщине на судне не место, тем более на мостике. Совершенно обратное с успехом доказала Марина Гаврилова - она капитан теплохода "Москва-182" Ярославского речного порта, а на судах ходит более 18 лет.
Девчонок не берут
- Марина Львовна, капитан - необычная профессия для женщины. Как вы пришли в неё?
- Все девочки в классе хотели стать учителями или врачами, а я - управлять кораблём. Вычитала в журнале статью о женщине-капитане и загорелась. А может быть, сказались детские впечатления. Бабушка часто рассказывала, что ещё в царские времена её брат служил на флоте. Папа очень любил реку, а мама, когда я была маленькой, вышила мне на кармашке платья якорь. Сейчас я думаю, что это судьба.
- Но мечта - это одно, а получить специальное образование - другое?
- Я выбрала Ленинградский институт водного транспорта. Поступать поехала вместе с одноклассницей. Не знала, что девушек на судовождение не принимают. Мне популярно объяснили причину: мы в ваше образование будем вкладывать деньги, а вы поработаете чуток - и замуж или в декрет. Сейчас вот девушки могут получить высшее образование. А тогда мне пришлось выбрать другой факультет. Сдала два экзамена, а потом забрала документы и уехала домой. Пошла учиться на курсы телеграфистов в ДОСААФ. Думала: выучусь и, быть может, попаду на море, ведь там телеграфисты нужны. Но дело оказалось не моё, и я бросила. Пошла в порт, здесь набирали людей на курсы, но мне предложили поработать кассиром, а в апреле подавать документы на курсы. Через год поступила в Ярославский филиал Рыбинского речного училища.
Увлекают дальние переходы
- Когда вы впервые стали управлять судном?
- Управлять кораблём мне доверили в 1979 году, но сначала на испытательном сроке, а с 1980-го началась моя карьера. Много ходила на грузовых, транзитных теплоходах по всей Волге. Тогда меня очень увлекали дальние переходы, такие красивые берега! А в последнее время работаю на "Москве-182" на внутренних рейсах. И тоже очень нравится.
- Быть капитаном сложно?
- Непросто. И штормовая погода, и ветер, и курсы других кораблей - многое что может преподнести неприятные сюрпризы. Но в этом процессе главное - опыт, новичку гораздо труднее. Сейчас для меня, например, важно как можно "чище" и качественнее провести манёвры. А чтобы корабль слушался руля, его надо почувствовать, понять, как друга своего.
- Сколько человек у вас в подчинении?
- Экипаж состоит из девяти человек: два кассира - женщины, остальные мужчины. Трудности с людьми бывают, но в каком коллективе их нет.
Романтика профессии
- Что привлекает в профессии речника?
- Романтика, прежде всего, она вдохновляет. Для меня работа стала в то же время хобби, потому что работаю не за деньги, а для души. Я каждое утро буквально лечу на работу. На берегу совсем другая жизнь, а в рубке свои обязанности выполняешь с радостью.
- Какое любимое время дня?
- Особенно нравится утро. Когда пассажиров ещё немного, ещё тихо, природа только просыпается и наполнена гармонией.
- А чем вы заняты осенью, зимой, когда навигация закрывается?
- Посвящаю время семье. Сейчас в основном с внуком вожусь. А вообще увлечения зависят от настроения. Иногда сяду шить, иногда возьму в руки спицы или крючок, порой по нескольку часов провожу за разгадыванием японских кроссвордов.
В семье все речники
- Семья как-то связана с речным пароходством?
- Муж - механик, работает на этом же теплоходе, но в другую смену. Я всегда считала, что моим супругом может стать только тот, кто связан с морем или рекой. А береговой - как он поймёт, что мне в субботу или воскресенье надо на работу бежать? Дочку, когда она была маленькая, я часто брала с собой в рейсы. Теперь она выросла и пошла по нашим стопам, работает в порту. Недавно у меня в рубке был внучок, ему год и четыре месяца, с таким интересом всё рассматривал! Думаю, станет капитаном.
Смотрите также:
- Как это по-русски? Четыре истории иностранцев о жизни в Ярославле →
- Ярославская семья раскрывает секреты счастья →
- Как я побывала в Грозном →