Летопись жизни бойца Волкова

   
   

Ярославец Михаил Николаевич Волков участвовал в двух войнах - с фашистской Германией и милитаристской Японией.

Сбежал на фронт

Когда фашисты напали на нашу страну, Михаил Волков только закончил 9-й класс. В первый же день войны вместе с другом побежал в военкомат, но там мальчишек развернули - велели продолжать учёбу. Чтобы не сидеть без дела, Михаил попросил отца устроить его на завод, где тот работал механиком.

- Взяли меня учеником слесаря, всё лето проработал, а 1 сентября нас направили в один из колхозов Тутаевского района - убирать лён. Там мы пробыли два месяца. Только вроде начались уроки, помощь школьников понадобилась другому хозяйству - собирать турлепс, - улыбается Михаил Николаевич.

Когда вернулись с полей, выяснилось, что школу отдали под госпиталь, а для занятий осталось всего два кабинета. Уроки шли в четыре смены, по 30 минут, да и то через день.

- Разве при таком режиме нормальные знания можно было получить? Хорошо хоть, через какое-то время паровозоремонтный завод, шефствовавший над нашей школой, выделил помещения. Уроки тогда начались каждый день и по 45 минут, - говорит ветеран.

Экзамены для 10-клас-сников назначили на 25 мая 1942 года, но так уж сложилось, что именно в этот день Михаила Николаевича вызвали в военкомат. И долго он не раздумывал.

- Зря, что ли, три раза просился я на фронт? А тут сами вызывают! Так как мне ещё не было 18 лет, записался добровольцем, за день собрал документы и уже 26 мая выехал в Москву, в военно-морское училище, - рассказывает Михаил Николаевич.

Боевое крещение

На флот Михаил просился не случайно - на Чёрном море служил его старший брат.

- После первого года обучения нас направили на морскую практику на Северный флот, я попал на тральщик. По плану, мы должны были изучать морские специальности, но на деле вышло, что заменяли людей, которых не хватало на кораблях, - говорит Михаил Николаевич.

На второй день после прибытия в Мурманск у Волкова состоялось боевое крещение. Корабль вышел в Баренцево море, чтобы приступить к уничтожению мин. Только встали на курс, как, откуда ни возьмись, налетели "Юнкерсы" - сразу семь штук. Много в тот день погибло ребят.

- Я сидел на пушке горизонтальным наводчиком. Пушка считалась "последним словом техники" - выпущена аж в 1895 году Обуховским заводом! - смеясь, вспоминает Михаил Николаевич. - Один самолет тогда сбили, но не знаю, мой ли снаряд попал в цель.

Спаслись чудом

Через несколько дней их корабль стал мишенью для вражеской подлодки. Спасла советских моряков... небольшая скорость их судна.

- Как всегда, мы тралили мины. Обычно они все в водорослях, с ракушками, а тут плывёт красивая, блестящая. Расстреляли мы её из пушки, идём дальше. Вдруг - вторая такая же, третья! На третью долго не поднималась рука - чайка на ней сидела, а по негласным морским законам чаек убивать нельзя. Думали-думали, только решились стрелять, как сигнальщик закричал, что рядом подлодка, - рассказывает Михаил Николаевич.

Начали от неё удирать. Подводная лодка выпустила торпеду, но немцы не учли, что наше судно не может быстро передвигаться, поэтому снаряд прошёл перед носом тральщика и влетел в берег.

"Сюрприз" от немцев

Вспоминает ветеран и другой случай. Охранял их корабль бухту, и вдруг моряки заметили на воде 200-килограммовую бочку.

- Вскрывать её было опасно, от немцев ждали всяких "сюрпризов". Покрутили, посмотрели - вроде не заминирована. Вскрыли, а там растительное масло! А тогда перебои с продуктами были, мы полуголодные ходили. Но есть масло побоялись, мало ли что. Решили проверить на корабельном псе Бобике: обмакнули в масло сухарь и дали - он слопал за милую душу. Едва пару часов выдержали, всё за собакой наблюдали - не сдохнет ли. А потом стали есть: яйца птиц собрали, на масле поджарили... Объеденье просто! - рассказывает пенсионер.

Война после войны

Вскоре Михаил Николаевич вернулся в училище - нужно было учиться ещё год. На следующую стажировку его направили на Балтийский флот, а по распределению попал на Тихий океан, но не на судно, как хотел, а на берег начальником отдела хранения. Только спустя полгода он снова оказался на корабле.

- На Тихом океане и встретил Победу. И почти сразу мы ушли в Америку за фрегатами, которые они нам поставляли. Обратно вернулись 4 августа, а 9-го началась война с Японией, и наш корабль направили на освобождение северо-восточной части Кореи, - рассказывает Михаил Николаевич.

Теперь китель ярославца украшает два ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени и 24 медали. Флоту ветеран отдал 28 лет своей жизни, потом вернулся в Ярославль и здесь отработал на заводе ещё 23 года.

- С супругой воспитали сына и дочь: сын сейчас здесь живёт, а дочка осталась на Дальнем Востоке. Первая жена умерла, женился во второй раз. Со второй женой вместе уже 30-й год, моложе она меня на 27 лет, живём душа в душу. Я уже давно на пенсии, но дома сидеть нет никакого желания, поэтому хожу по школам, общаюсь с ребятами, за которых когда-то воевал.

Смотрите также: