Чем больше зла на сцене, тем больше добра в зале, уверен режиссёр Кирилл Серебренников

   
   

Почти все роли в постановке исполняют студенты четвёртого курса школы-студии МХАТ, где преподаёт Серебренников. Сцену от зрительного зала отделяли металлические заграждения. За ними шёл настоящий митинг, где лились кровь и слёзы и постоянно звучала ненормативная лексика. Всё как в реальности, а потому поражает зрителя своим страшным натурализмом.

- В отличие от книги, главные герои пьесы – активисты «марша несогласных», которые каждое 31-е число выходили и поднимали Конституцию вверх. Ребята, чтобы вжиться в образы, почувствовать атмосферу, общались с этими людьми, ходили на акции, вступали в разрешённые и запрещённые молодёжные объединения, - рассказал Кирилл Серебренников. – Прототипы героев пьесы потом приходили к нам на спектакль и признавались, что образы удались.

По сути, постановка – это наглядная демонстрация того, что происходит на уличных акциях и как они подавляются. Сегодня спектакль выдвинут на получение престижной премии «Золотая маска».

- Неудобно получать награду, если её дадут. За что спасибо?! За то, что показал то, что есть? И вообще, премия профессиональная, а половина задействованных актёров – студенты, ещё не получившие диплом, - отметил Кирилл Семёнович.

С рассказа о постановке постепенно перешли к обсуждению глобальных проблем. Досталось и современному театральному образованию, и культуре, и науке.

- Раньше в космос летали - больше не летаем. Раньше промышленность была, сейчас – нет. Уснули, проснулись и забыли. А уровень поддерживать надо. Чтобы человек остался человеком, ему нужно постоянно развиваться, а то превратится в скотину, животное. А пока критерии везде снижаются, планки падают. Мы плодим большое количество посредственностей, потенциальных безработных, которые не имеют в будущем перспективы. А для того, чтобы на тебя обратили внимание, твой уровень должен быть выше среднего, - отмечал режиссёр.

Это Кирилл Семёнович говорил уже об актёрах и их профпригодности, хотя такая картина характерна и для других сфер деятельности.

   
   

Попросил Серебренников присутствующих вспомнить громкие  имена и современных композиторов, художников, архитекторов. А, не дождавшись ответа, дал его сам, подчеркнув, что людям неоткуда узнать эти фамилии, потому что поле современного искусства зачищено, и кто мог что-то сделать, уже уехал из страны.

Когда в зале поинтересовались, каким же должен быть тогда современный театр, режиссёр ответил, что любым, сегодня нет рамок, которые бы ограничивали возможности.

- Театр должен быть терапевтическим действом. Есть такая старая формула: чем больше зла на сцене, тем больше добра в зале. Вспомните Шекспира, как льются реки крови в его пьесах, - отметил он. – Но главное, что должен делать актёр и режиссёр, - не врать и не бояться. Это мой девиз для студентов. Бояться каждого шага, самоцензуры, принятия решений нельзя, в театре это равносильно смерти. Зритель сразу поймёт, что что-то не так, даже если не будет знать, в чём дело. А дело будет в том, что артисты не разобрали пьесу и не знают, что играют.

Смотрите также: