Хищное шоу: в Ярославском цирке «Королевские тигры Суматры»

   
   

17 сентября в Ярославском государственном цирке стартовало новое шоу под руководством Народного артиста России Николая Павленко «Королевские тигры Суматры». Программа неофициально получила статус самой хищной премьеры осени. Аттракцион с тиграми Николая Павленко входит в золотой фонд российского циркового искусства. За него дрессировщик получил приз на фестивале в Монте-Карло – «Золотого клоуна». По уровню значимости награда может сравниться с премией «Оскар» в мире массового кинематографа. Николай Павленко в образе дирижёра с лёгкостью управляется с 12 тиграми на манеже. И всё это – без малейшего чувства страха. Корреспондент «АиФ» поговорил с артистом о трудностях в его необычной профессии дрессировщика.

Владислава Куимова, «Аргументы и Факты – Ярославль»: Николай Карпович, когда вы поняли, что хотите заниматься именно дрессурой животных?

Николай Павленко: Я решил стать дрессировщиком, когда мне было 9 лет. Увидел в цирке и сразу захотел. Слишком сильное впечатление на меня, маленького мальчишку, оказало представление.

Но всё не так просто. Необходимо много работать, изучать повадки животных, их характер. В первую очередь ты учишься убирать клетки, только потом всё остальное. Лучше учиться дрессуре под чьим-либо руководством, но лично у меня учеников, которые занимаются тиграми, нет. Молодёжь совсем работать не хочет.

В.К.: Вам не бывает страшно? К какому зверю вы бы не вошли в клетку?

Н.П.:  Я бы не учился работать с хищниками, если бы мне было страшно. Зачем себя мучить? А в клетку я бы не вошёл к зверю, которого не знаю. Конечно, не из-за страха, а потому что сначала нужно узнать повадки животного, его характер. В январе этого года в Монте-Карло праздновали 40-летие циркового фестиваля. Там собирают артистов-победителей прошлых годов, которые продолжают работать. При этом доехать до места назначения с животными очень тяжело. Трудности возникают на границах бывших стран СССР. Из трёх дрессировщиков только один привёз своих животных, 15 львов, и мы все делали номера с ними. Каждый делал трюки по очереди. Потребовалось всего две репетиции, чтобы привыкнуть к чужим животным.

   
   

В.К.: Почему вы выступаете с 12 тиграми? Это ваше любимое число?

Н.П.: Дело не в этом, сколько тигров есть – с таким количеством и работаю. Раньше я занимался и с 18, и с 19 тиграми. Сейчас очень сложно с содержанием животных. Постоянно увеличивается стоимость мяса, бензина. Транспортировки становятся очень дорогими. При этом цирк не может увеличивать до бесконечности цены за билеты на представления. К нам должны приходить всей семьёй. Представьте, сколько нужно денег на двоих детей с мамой и папой. Страшные цифры получатся.

В.К.: Но как столько тигров уживается между собой?

Н.П.: Тигра всё-таки нельзя назвать животным-одиночкой. Они являются переходной фазой между моногамным и полигамным животным. Настоящие одиночки – леопарды и гепарды. Дело в том, что у животных переходной фазы всё зависит от кормовой базы. Если еды в достатке, то территорию можно сократить, и тигры не враждуют между собой. Все животные родились у меня. В основном, у тигров разница в 1,5-2 года. Осталось всего 3 животных, которым 15-16 лет, остальным – 8-10 лет. Бывают случаи, когда они дерутся между собой. Не так давно пришлось отдать одну самку в зоопарк. У неё просто что-то заклинило в характере: живёт со всеми нормально, а только выйдет на манеж и никого к себе не подпускает. Поведение животных в основном зависит от их физиологического состояния. Мало дрессировщиков, которые могут свести в один номер 3-5 тигров, но проблема заключается в том, что они их приобретают, а не воспитывают сами с детства.

В.К.: Как часто нужно заниматься с тигром?

Н.П.: Тигры запоминают на всю жизнь, поэтому с ними не нужно проводить каждодневные тренировки. Занимаемся только перед премьерой, в каждом городе – генеральная репетиция. Но это делается не из-за тигра, а из-за людей. Мы репетируем ради оформления представления, чтобы люди научились ставить клетку, во время подвозить и увозить тигра, включать нужный свет.

Я уже не готовлю новых трюков с тиграми. Это зависит от возраста животного и желания дрессировщика. С моими тиграми делать что-то новое уже поздно. Новые движения нужно учить до двухлетнего возраста.

В.К.: Почему трюк с горящим обручем, представленный в вашей программе, пользуется такой популярностью?

Н.П.: Я думаю, что человечество до сих пор не отказалось от языческих традиций. Иначе почему люди сидят у костра и глаз оторвать не могут? Всё оттуда. Огонь нужен для зрителя. Мы делаем этот трюк с использование газа. В основном, защитники животных используют против нас такой аргумент: «Животное заставляют прыгать даже в огонь!». Но, если говорить честно, тигру наплевать, куда прыгать. Главное, чтобы было кольцо, замкнутое пространство. Какое это насилие? Может быть, для тигра прыгать насилие? Дрессировщик всегда заботится о своих животных.

Смотрите также: