«В истинном золоте блеска нет…». Почему Ростов теряет приставку Великий

«Красота, гармоничность, ансамблевость - эти понятия характеризуют Ростовский кремль». © / Любовь Мельник / Из личного архива

Чуть более месяца осталось до того, как ярославский Ростов начнёт праздновать свой юбилей - 1155 лет.

   
   

Когда-то давно этот город, богатый и процветающий, получил приставку Великий.

Почему сегодня, спустя века, великолепный Ростов превратился в тихое захолустье? И за что тогда его любят сами ростовцы? Об этом наш разговор с краеведом Любовью Мельник.

Не главный, но особенный

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Любовь Юрьевна, почему, по вашему мнению, древнейший Ростов, который старше Ярославля, никогда не был главным городом «Золотого кольца России», его столицей?

Досье
Любовь Мельник родилась 22 мая 1961 года в селе Вятском Некрасовского района Ярославской области. Агроном. В 1967-1985 гг. жила в посёлке Борисоглебском, работала в газете «Новое время». Вышла замуж и переехала в Ростов, где работала до 2013 года в ростовской газете, сначала в сельхозотделе, потом – ответственным секретарём. С 2013 года работает в Ростовском музее -заповеднике, ответственный редактор.
Любовь Мельник: Ростов считает свою историю с 862 года - года первого упоминания его в летописи. Археологи свидетельствуют, что люди здесь жили и раньше, но есть традиция считать возраст Ростова именно от первого упоминания в Повести временных лет.

За тысячу с лишком лет Ростов был и главным городом, и реальной столицей - княжества, епархии. В XI - первой половине XII века Ростов - центр Северо-Восточной Руси, здесь правят сыновья киевских великих князей. В начале XIII века возникает Ростовское княжество, в 1474 году влившееся в единое Русское государство. В XI же веке Ростов - центр Ростовской епархии. Это старейшая в Северо-Восточной Руси епархия, огромная по территории и значительнейшая по вкладу в российскую культуру.

Если говорить о главенстве, то для «Золотого кольца» в принципе понятие главенства неприлично. Вспомним «круглые столы», короля Артура того же - там все равны. Сомневаюсь, что города, включённые 50 лет назад в туристический маршрут «Золотое кольцо», одобрили местную ярославскую инициативу насчёт «столицы». В «Золотом кольце» главных нет, но все - особенные.

   
   

«Ах, какая красота!»

- Какие памятники истории и культуры делают Ростов неповторимым и уникальным?

- Главное украшение Ростова - конечно, ансамбль бывшей архиерейской резиденции, Ростовский кремль. Панораму Ростовского кремля мы видим везде - например, на официальных сайтах города, района, местных гостиниц. Кремль - символ Ростова! Первая и непосредственная реакция людей, входящих в кремль: «Ах, какая красота!» Второй идёт мысль: «Я где-то это видел». Третьей - ага! «Иван Васильевич меняет профессию»!

Такое восприятие - автоматическая реакция на безусловное великолепие. Красота, гармоничность, ансамблевость - эти понятия характеризуют Ростовский кремль. Комплекс зданий представляет собой, по сути, единое по авторскому замыслу и времени создания произведение. Оно создано во второй половине XVII века, автор замысла - митрополит Иона Ростовский.

В конце XVIII века кафедру перенесли в Ярославль, Ростовский кремль был заброшен. В начале XIX века Ростов мог лишиться ансамбля - городу нужны были постройки для ярмарки, а не руины в центре города. В музейном архиве хранится комплекс этих неосуществившихся проектов.

Ростовский кремль интересен ещё и как зримое свидетельство действенности общественной инициативы. Именно ростовцы, проявляя заботу о древностях, предприняли две реставрации в течение XIX века. А затем создали здесь музей. Который оказался настолько значительным событием для России, что в 1910 году его начало финансировать государство. Эта традиция жива и сейчас: с 1995 года Ростовский музей - федеральный. Музейщики нашего времени воссоздали в Белой палате Ростовского кремля первоначальный музей.

Уникальна Ростовская земляная крепость-звезда. Построена в 1632-1634 годы по приказу царя Михаила Романова. Заметьте - после Смуты, во время которой Ростов был буквально растерзан. Отца первого царя из Романовых, тогдашнего ростовского митрополита, а затем патриарха Филарета злодеи выволокли из Успенского собора и увезли в ставку тушинцев.

Это памятник фортификационного искусства, первая в России работа голландского инженера Яна Корнелия ван Роденбурга. Сохранность её удивительна: валы, бастионы, рвы.

Значительны ключевой ролью в истории древнерусской архитектуры памятники XVI века - церковь Вознесения в валах и Богоявленский собор Авраамиева монастыря. Есть монастыри и приходские церкви - разной степени сохранности.

Прочие постройки, конечно, можно перечислить, но есть ли смысл? Старинную застройку Ростова надо воспринимать целостно. Каждый город, хоть старый, хоть новый, - уникален. Дома, наличники на окнах, цветы в окнах, еда - всё составляет «физиономию» и «характер» города. С утратой каждой детали мы оказываемся ближе к среднему уровню, к серости, невыразительности.

- Какие исторические памятники утрачены?

- Потерь немало. Много церквей было разрушено в 1930-е годы - надо ж было бороться с религией! Например, там, где сейчас стадион, - стояла Всесвятская церковь. С её колокольни в начале XX века фотографировал Ростов Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Утратой можно считать и застройку ярмарочной площади города: Дворец пионеров; стадион; кинотеатр «Юбилейный» - и недавно вставший на его месте торговый центр; засаженный неконтролируемо растущими деревьями Парк Победы; здание администрации - словом, все постсоветские постройки в границах улицы Окружной. Старые дома гибнут от пожаров. На центральных улицах города - Ленинской и Декабристов - сейчас можно увидеть обгорелые остовы старинных зданий.

«Он не нуждается в приставках»

- Почему сегодня Ростов производит впечатление бедного, разрушающегося?

- Как говорят в местном правительстве, нет денег. Не берусь рассуждать об экономике вопроса. Но жду действий от тех, кто регулярно ходит в депутаты местного самоуправления.

- Ростов, кажется, «обошли стороной» все крупные промышленные предприятия. За счёт чего он живёт?

- Ростов исстари ориентировался на торговлю и переработку сельхозсырья. Бытовали традиционные производства: переработка овощей, картофеля, льна. Крупным предприятием была основанная ещё в XIX веке льномануфактура «Рольма». Сейчас другая современная крупная для города фирма занята тем же - переработкой сельхозпродукции.

К сожалению, Ростов не обошли-таки крупные предприятия - здесь построили оптико-механический завод, ради которого потребовался приток в город рабочей силы. Итогом стало строительство жилья в несусветных для маленького исторического города масштабах. По сути, Ростов обрекли на судьбу моногорода со всеми моногородскими «болячками».

Город живёт как может. Неплохо развит у нас туризм.

- Много ли туристов вас посещает? Чего не хватает городу, чтобы вновь заслужить приставку «Великий»?

- Как мне стало известно, город и район в 2016 году посетили более 500 тысяч человек. Видимо, посчитаны все: туристы, охотники-рыболовы, паломники. Я могу говорить лишь о том, что наблюдаю в Ростовском кремле. Вижу много туристов в пятницы-субботы-воскресенья, в каникулы, в турсезон. Митрополичий сад стал традиционным местом для прогулок с малыми детьми. Много художников. Иностранных туристов вижу немало: итальянцы, китайцы, французы, немцы...

И я делаю то, что умею и что интересно. Мне интересно говорить «городу и миру», чем уникален Ростов. Он не нуждается в приставках. Как говорил герой знаменитой трилогии Толкиена, «в истинном золоте блеска нет...». Летописное название древнего города - Ростов. В течение тысячи лет он так и назывался. Великим именовать его начали лишь краеведы XIX века. Временами возникают идеи переименования. Но это значит отнимать исконное имя у одного из старейших русских городов.

- Какие места в городе для вас самые любимые?

- Медальерный кабинет Ростовского музея. Интересна многовековая традиция (которая живёт и сейчас!) медалями отмечать важные даты. Допустим, настольная медаль диаметром в 4-5 см, на ней такое множество деталей, и каждая - значима.

В музеях вообще впадаешь в особенное состояние - здесь ты отъединён от времени, от забот. А твоё пространство сужается до зала, до витрины, до помещённого в ней уникального предмета или неповторимого в своей красоте произведения искусства.

Смотрите также: