Когда мы позвонили в ярославскую школу №11, трубку подняла одна из сотрудниц и, узнав, что это из газеты, вдруг начала рассказывать, насколько педагогический коллектив любит своего нового директора Николая Контрова. Чем же может заслужить такое отношение молодой руководитель? Мы решили об этом спросить у самого Николая Евгеньевича. Тем более что недавно он стал одним из лучших во Всероссийском конкурсе «Директор школы – 2013».
Сельский учитель
Ольга Савичева, «АиФ – Ярославль»: Николай Евгеньевич, как вы стали педагогом, а затем директором школы? Ведь учитель - уже давно не мужская профессия.
Николай Контров: У нас педагогическая династия – мои родители и старший брат педагоги. А родительский пример, как известно, всегда является основополагающим. А с класса 6-го я стал «сыном полка» биологического факультета Демидовского университета – там обучался мой старший брат. Так был предопределён мой путь в биологию. Кстати, уже тогда у меня было любимое развлечение – наблюдать под микроскопом за живыми существами из аквариума. Это впечатляющее зрелище!
На 1-м курсе университета были мысли, что после вуза стоит идти куда угодно, только не в школу. Но на 4-м меня попросили подработать в 26-й школе, и с тех пор всё перевернулось. По окончании вуза попал в далёкое село Ивановской области, где проработал учителем три года. Там была своеобразная романтика, и я получил хорошую жизненную закалку. Кстати, именно эта школа выдвинула меня на конкурс «Учитель года» в 1999-м, где я дошёл до областного тура.
Работал в Толбухинской школе и до сих пор, уже столько лет, туда езжу по субботам. Просто прикипел к ней – это первое директорство, мне тогда было 26, а стать в таком возрасте руководителем – взять на себя огромную ответственность.
В 2010-м вернулся в родные пенаты – брагинскую школу №11, которую сам когда-то окончил. И ничуть не жалею.
Матричная структура
- Почему вы решили участвовать во Всероссийском конкурсе «Директор школы – 2013»? Какие ваши методики теперь будут использовать преподаватели по всей стране?
- Во всевозможных конкурсах я участвовал и раньше. Они мне нравятся не соревновательностью, а прежде всего, тем, что можно абстрагироваться от текущей работы, проанализировать свой опыт и придумать что-то новое. Это очень нужно для того, чтобы не замыливался взгляд. Если работать изо дня в день над одними и теми же проблемами, документами, то приходит планктонное состояние, уровня функционирования. А хочется встрепенуться и по-другому развернуть свою деятельность. В этих конкурсах участвуют такие люди, которые могут пожертвовать своим личным временем, чтобы улучшить самого себя и пространство вокруг себя.
Моё эссе на конкурсе «Директор года – 2013» называлось «Человеческие ресурсы: от сопротивления к сотрудничеству». Дело в том, что всё новое – веяния, программы, директор - чаще отпугивает своей неопределённостью и приводит к отторжению. Особенно в системе. Это нормальный процесс. Когда я пришел в 11-ю школу, вся административная команда поменялась, пришли молодые и амбициозные педагоги. И мне это нравится, потому что люди с амбициями двигают своё дело вперёд.
Есть у меня ряд методик, которые я привнёс в это учреждение. Разработал схему управления образовательным учреждением – не навязывание «сверху», а коллегиальное управление, когда главное «командующее лицо» – не один директор, а есть ряд проектов, каждый из которых возглавляет отдельный человек. Так называемая матричная структура управления. Многие её элементы мы уже внедрили. Эту теорию буду «продвигать в массы».
И работа, и хобби
- Какие трудности сегодня у директора школы?
- Не хватает денег на то, что хочется. Так, уже есть предписание до 2015 года по школе заменить весь линолеум, который не отвечает требованиям пожарной безопасности. Необходимо ограждение вокруг школы, чтобы машины не ездили по территории. Большая проблема – содержание спортивного мини-поля, требуется ремонт покрытия. Сложная ситуация с учебниками для тех классов, которые идут последний год по старым программам. Закупать на один год на несколько десятков тысяч рублей, а потом их просто выкинуть – нерационально. А школьникам обязательно нужно дать качественное образование. Но лет 15 назад, насколько я помню, денег не хватало даже на мел. С детей тогда были вынуждены собирать деньги на моющие средства. Меняются времена, меняются и проблемы.
- Стоит ли учителю либо директору дружить со своими учениками?
- Скажу так: если педагогу надоедает детский шум, раздражают вечные вопросы, этот человек должен найти другое место работы. Когда для учителя его работа является ещё и хобби, тогда самые сложные ученики ему нипочём.
В этом плане я всегда работаю по принципу коллективного дела. Нужно мне, например, оформить кабинет биологии. Мы не покупаем новые аквариумы, намного ценнее - из старых окон вырезать стекло и склеить аквариумы самим. Потом начинаем обмениваться существами, которые там живут, – рыбами, растениями, моллюсками. Это всегда интересно, и это объединяет. У нас все аквариумы самодельные в кабинете. И белка в колесе есть.
Урокодатели
- Почему учителя часто жалуются, что устали?
- Учитель – это, прежде всего, лидер, а это очень энергозатратно. Даже когда перелётные птицы летят клином, вожаки постоянно сменяются. Учитель же с утра до вечера лидер, не имеет права уйти в сторону. Постоянная подготовка и самоподготовка, переобучение, новые программы, учебники. При этом нужно ещё и выдать результат. А это сложно.
Если учитель действительно хороший, он не от детей устаёт, а накапливается внутренняя эмоциональная усталость. Есть такое понятие – педагогическое выгорание, сложно восстановимый процесс.
У меня пока такой усталости не было, может, это с возрастом и придёт. Но у нас были, к сожалению, учителя, которые 2 сентября входили в учительскую и вздыхали: «Как мне всё это надоело!» Я считаю, что это не учителя, а урокодатели. К счастью, они работают недолго и несчастливо. Мне чаще всего везёт с коллегами.
Здоровье важнее тычинок
- В системе образования и для системы делается многое. Переписан абсолютно закон об образовании. Говорить, что становится хуже, нельзя: просто образование идёт по новому, современному пути. Если раньше мы работали на процесс, то теперь – на результат.
Возьмём экзамен по биологии за 9-й класс: ещё несколько лет назад начинали от ботаники и заканчивали общей биологией. А сейчас посмотрите ГИА за 9-й класс – большинство вопросов о том, как сделать человека здоровым. Например, как уберечься от сахарного диабета. И детям это намного важнее, чем знать, сколько тычинок у растения из определённого семейства. Такие вопросы тоже есть, но их процент меньше.
Теперь у ребят стало больше вариаций для получения образования. Каждый старшеклассник вправе себе разработать образовательный маршрут – через профильное образование, через систему индивидуального образования.
Кроме того, у нас уже в этом году появились дети, которые обучаются по семейной форме. Такого никогда не было. То есть если родители чувствуют, что ребёнка могут обучать сами, по религиозным соображениям или каким-то другим, то забирают его из школы и обучают по своему усмотрению. Но при этом обязаны выдать стандарт, сдавать все промежуточные и итоговые государственные испытания на общем основании.
Не на букву «я»
- Можно ли говорить сегодня о конкурентоспособности ярославского школьного образования?
- Знаете, даже ребята из ярославских сельских школ попадают в престижные заведения столицы. Буквально в этом году ребёнок из Толбухинской школы поступил в Щепкинское театральное училище на бюджетное место. Я уже не говорю про наши городские – 95% выпускников поступают в вузы, в том числе и столичные. Сужу по своему опыту: в некоторых регионах не дошли до того, что есть у нас. Например, мне удалось обучаться менеджменту в Твери, там съехались представители различных регионов, и нам как ноу-хау представляли электронные журналы. В результате получилось так, что не тверские коллеги нам, а мы им рассказывали, как работаем. Считаю, образование в Ярославской области – не на букву «я».
- Что планируете делать дальше?
- В конце ноября я еду на финал конкурса «Директор школы – 2013». Конечно, хочется оказаться в победителях, но есть понимание и того, что среди лучших я уже оказался.
Досье
Николай Контров родился 3 июля 1973 года в Ярославле. Окончил биофак ЯрГУ им. Демидова. Работал в сельских школах Ярославской области учителем, затем директором, возглавлял управление образования Большесельского района. С 2010 года - директор ярославской школы №11. Женат, воспитывает дочь.
Смотрите также:
- Школьный психолог Юлия Баранова: «Уровень интеллекта детей падает» →
- Учитель Наталья Нестерова: «Я знаю, почему дети не хотят учиться» →
- Обучение с увлечением →