Однако не утихает критика вводимых реформ, причём как со стороны родителей учеников, так и со стороны преподавателей. О больших переменах в школе мы попросили рассказать учителя русского языка гимназии №3 Ярославля Наталью Нестерову, ставшую в 2013 году победителем муниципального и финалистом областного Всероссийского конкурса «Учитель года».
Ольга Савичева, АиФ Ярославль: Наталья Александровна, почему в обществе складывается достаточно критическое отношение к нынешнему курсу образовательных реформ?
Наталья Нестерова: Это результат, как мне кажется, прежде всего его авторитарного насаждения. Не изучены потребности населения и самой школы, отсутствует преемственность между начальной школой и средним звеном, принимается много пустых решений, внедряются необоснованные изменения. А те достижения, которые зарекомендовали себя, отодвигаются на задний план или просто не учитываются.
Например, сейчас стоит острая проблема с классным руководством: учитель не хочет его брать. Однако есть хороший опыт освобождённых классных руководителей, которые получают возможность выстроить тот индивидуальный план обучения ребёнка, который сейчас и заявлен в новых стандартах.
Реформа нужна, потому что изменилась сама система мира, и теперь мы учим ребёнка добывать знания, приучаем к сложной взрослой жизни. Но модернизацию нужно проводить, изучая состояние школы. И вуза. Молодой специалист, приходящий сегодня в школу, не знает старых стандартов и не готов к новым. При этом мы, учителя, тоже в процессе обучения и мало чему можем его научить.
О.С.: В этом учебном году ученики 5-х классов нескольких школ области впервые начинают учиться по стандартам второго поколения. Какие изменения почувствуют дети?
Н.Н.: Внесены некоторые изменения в программу. Например, предметы «Обществознание», второй иностранный язык введены с 5-го класса. Но принципиальные изменения должны произойти в подходе к образовательному процессу. Мы пытаемся показать ребёнку, что любой предмет – это не сухая наука, которая нужна только для зарабатывания оценок, а его изучение необходимо для жизни.
О. С.: Как вы оцениваете новые учебники?
Н. Н.: Они стали более красочными, к ним прилагаются диски, рабочие тетради, совершенно иногда, с точки зрения учителя, не нужные. Главный недостаток – по таким учебникам ребёнку без учителя заниматься трудно. Если, к примеру, ученик заболел, что-то пропустил. Учебники направлены на развитие ребёнка, но правила, алгоритмы решения задач зачастую отсутствуют.
О. С.: Нужно ли нашим детям религиозное воспитание в школе?
Н. Н.: Школа – светская организация, и религиозного воспитания здесь быть не может. Новый курс «Основы религиозной культуры и светской этики» появился уже более 2 лет назад. Мне довелось преподавать православие. Дети искренне интересовались этим предметом, уроки часто строились по их вопросам. Ребята же многое слышат, но не понимают, ходят мимо храмов, но большинство из них туда даже не заглядывали, хотя крещёные. Вопрос – как преподавать, чтобы не навязывать, чтобы сохранить светский стиль преподавания. Интересно, что у нас все дети, из семей разных религиозных конфессий, изучали историю православной культуры. Однажды меня на уроке даже спросили: «Вы что, Наталья Александровна, хотите сказать, что нет плохой религии?» Конечно, нет. Вот снять такие акценты и призван этот курс.
О. С.: Почему, на ваш взгляд, дети часто в последнее время твердят: «Я ненавижу школу»?
Н. Н.: Эти страшные для любого педагога слова, и их стали повторять не только дети, но и взрослые, их родители. Ребята школу не любят, но не из-за того, что сложно учиться. Если их не замечают, не видят стараний, успехов, а только ругают, критикуют, вот тогда появляется агрессия, отторжение. Почему сейчас это стало наиболее ярко? Потому что у школы появилось много «соперников». Ведь не секрет, что большинство приходят сюда общаться. А сейчас они могут это делать прекрасно и дома – через Интернет. Если ребёнок не находит в школе взаимопонимания со сверстниками, учителями, он начинает чувствовать себя неуютно, и ему хочется уйти. Сегодня мы, наверное, потеряли некую концепцию школы. Надо менять мироощущение ученика, чтобы его тянуло сюда. И в этом очень важное место занимает учитель, который очень часто может сделать намного больше, чем любые программы, коррективы, реформы.
О. С.: В новых стандартах часто говорится - «педагог должен», что многих из них возмущает. Что вызывает наибольшие нарекания?
Н. Н.: Учитель действительно многое должен, ведь ему доверяют самое главное – ребёнка и его будущее. Но возмущение педагогического сообщества вызывает то, что для этого создаётся очень мало условий. Переполненные классы, огромная бумажная отчётность, «двойная бухгалтерия» с электронными и бумажными журналами и дневниками… Необходимо, чтобы учитель работал на одной ставке (а не на полутора-двух, как сейчас), чтобы уделять больше времени индивидуальной работе с учеником, проводить больше внеклассных мероприятий. И необходима достойная оплата труда при такой нагрузке. Рядом с учителем должны быть психологи и социальные педагоги, которые помогут ему работать с каждым учеником индивидуально. В новых стандартах это прописано. Если эти глобальные проблемы решить, с остальными учитель справится сам.
Досье
Наталья Нестерова родилась 14 сентября 1978 года в Ярославской области. В 1995 году закончила гимназию №3, в 2001 г. – ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, факультет русской филологии и культуры. С 2007 года работает в гимназии №3 г. Ярославля учителем русского языка и риторики.