Тайна имени Татьяны Несиоловской. У доктора технических наук 25 января - двойной праздник

   
   

- Татьяна Николаевна, расскажите - вы с детства мечтали стать «технарём»?

- Мой дядя - выпускник политеха, большинство родственников получили технические специальности. Поэтому когда я заканчивала десятый класс (мы в это время жили в Венгрии, мой отец  - военный) и надо было выбирать вуз, у меня встал только один вопрос - ехать в Москву или в Ярославль. В столице был знаменитый МИТХМ им. Ломоносова, а в Ярославле - политех и бабушка с дедушкой. Когда мы приехали в Ярославль, посмотрели институт, я сказала, что остаюсь тут.

- Как сложилась ваша судьба после получения диплома?

- Я осталась работать в родном институте. Заниматься наукой мне всегда нравилось, а в СССР для этого были хорошие возможности, ведь вузы тесно сотрудничали с промышленными предприятиями, и это позволяло развиваться. Потом пришли 90-е годы, разрушились старые связи, внедрять научные разработки в промышленность стало практически невозможно. Одновременно возникла потребность в подготовке специалистов, умеющих управлять современными предприятиями. В 1997-м меня пригласили на самый молодой факультет - инженерно-экономический, а в 2001-м я его возглавила. И не пожалела. Со студентами и душой молодеешь, и чувствуешь себя нужным.

- Что отличает современных «мучеников науки»?

- Они более прагматичные: разграничивают, что хотели бы учить, а что, как они считают, никогда не пригодится в жизни. Более конкурентоспособные, более жёсткие. Моё поколение, например, знало, что после распределения у нас будет работа, нам не приходилось бороться за место, выкручиваться, чтобы найти работу. Наверное, это соответствует мировым тенденциям.

- Вы сотрудничаете с немецкими коллегами. В чём принципиальное различие их высшей школы и нашей?

- Система обучения в Германии очень отличается. У нас обязательность посещения лекций, жёсткие сроки сессии. Не сдал - приди через несколько дней на пересдачу. У немцев провалил экзамен - на пересдачу придёшь месяца через три, тогда, как они считают, ты действительно выучишь материал. К тому же большинство немецких университетов – практикоориентированы. Это значит, что за три - четыре года обучения на бакалавриате студент получает громадное количество практических навыков.

- Но ведь и наша система образования переходит на магистратуру и бакалавриат с целью большего соответствия европейской системе образования?

- С переходом на магистратуру и бакалавриат нужно не потерять то, что выгодно отличает нас от зарубежных коллег. А это в первую очередь тот кругозор, который даёт отечественная высшая школа. Дисциплины, которые способствуют всестороннему развитию личности, составляют базис высшего образования. Дисциплины специальные – это уже надстройка.

- Ваше имя Татьяна в переводе с древнегреческого - устроительница, учредительница. Это похоже на вас?

- Похоже. (Смеётся). Хотя я думаю, что в русских людях заложена определённое умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Ещё я достаточно упорная и целеустремлённая, во многом этому способствовали переезды и постоянная необходимость доказывать свои знания.

   
   

- В честь кого вас назвали родители?

- Когда я родилась, имя Татьяна было очень популярно. Поэтому, с одной стороны, это была дань моде, а с другой - меня назвали в честь бабушки Тани. Ещё мне кажется, что свою роль сыграла и история. За месяц до моего рождения отец участвовал в испытании первой атомной бомбы, кодовое название которой - «Татьяна».

- Ваши дети так же, как и вы, получили технические профессии?

- Да, они пошли по моим стопам. Сын уже кандидат технических наук, сейчас работает в одной из энергетических компаний, а дочь учится на четвёртом курсе в техническом университете.

Смотрите также: