Юлия Терещенко, АиФ-Ярославль: Марина Александровна, сегодня мы можем говорить о множестве проблем, с которыми сталкиваются подростки. Среди них пристрастие к сигаретам, алкоголю, наркотикам. Это потому, что детям сегодня всё это доступно?
Марина Зиновьева: Говорить о доступности - это обозначить 50% проблемы. Конечно, они могут купить сигареты или алкоголь у недобросовестных продавцов или попросить взрослого купить им. Наркотики менее доступны. Но начинают курить и пить несовершеннолетние, потому что считают, что это определённый признак взрослости. Когда ребёнок начинает курить в возрасте с 12 до 14 лет, родители чаще всего даже не обращаются в больницу. В таких семьях один из родителей как правило, курит, причём начал он в таком же возрасте, поэтому считает, что ничего страшного не происходит.
Ю. Т.: Как вы считаете, поможет ли введение обязательного наркотестирования в ярославских школах борьбе с детской наркоманией?
М. З.: Наркотестирование будет не обязательным, а добровольным. Конечно, подростки задумаются, стоит ли употреблять наркотики, если они могут быть обнаружены в своём употреблении. Но с другой стороны, если человек уже употребляет психотропные вещества, то никакое тестирование его не остановит, просто это поможет выявить зависимого на ранней стадии. Если при тестировании обнаружится положительный результат, который обязательно подтверждается в химико-токсикологической лаборатории, то сотрудники наркологической больницы связываются с подростком. А о его проблемах не узнает ни школа, ни родители.
Ю. Т.: Кто чаще всего становится наркоманом?
М. З.: Буквально 8-10 лет назад портрет наркозависимого у нас выглядел так: подросток из социально неблагополучной семьи или детского дома. Отстающий в учёбе, мало обеспеченный. За последние 4 года портрет изменился кардинально. Теперь это подросток либо из неполной семьи, где он воспитывается одной матерью, или из обеспеченной семьи, где родители занимают определённые посты или занимаются предпринимательской деятельностью. В любом случае ребёнку не хватает внимания родителей. Потому что одним не до него, а другие с все свое время посвящают бизнесу , им проще дать подростку деньги или купить новомодные гаджеты, чем уделить внимание. По данным соцопроса среди подростков, только 20% родителей проводят время со своими детьми.
Ю. Т.: Разве то, как родители выстраивают свои отношения с ребёнком, влияет на его потребность в употреблении алкоголя или наркотиков?
М. З.: Конечно. Говорить, что ребёнок связался с плохим окружением и поэтому у него проблемы, неправильно. Взрослые должны задуматься, почему несовершеннолетний не хочет проводить время в семье, почему он реализует себя на улице. Сейчас родители, как правило, не становятся друзьями своим детям. Но доминировать над ребёнком до 5 лет нормально, а дальше это может привести к инфантильности личности. Поэтому нужно налаживать дружеские отношения с подростком.
Ю. Т.: Вы упоминали, что в ближайшем будущем в Ярославле на пять женских наркологических отделений будет одно мужское. Это трудно представить. За счёт чего вы делаете такой прогноз?
М. З.: По употреблению алкогольных напитков девушки и юноши уже сравнялись. На каждого имеющего зависимость мальчика есть зависимая девочка. Последнее десятилетие мы наблюдаем рост женской зависимости от алкоголя и наркотиков. Такая тенденция стала возможной, поскольку женщины, наравне с мужчинами стали занимать руководящие посты, зарабатывать деньги, они стараются ни в чём не уступать мужчинам. Тем более что вся индустрия алкогольных и табачных изделий направлена на то, чтобы привлечь девушек и женщин. Например, появляются женское пиво и сигареты, которые выглядят красиво, изящно.
Ю. Т.: Если сравнивать ситуацию в Ярославской области десятилетней давности с современной, выявляется ли тенденция роста потребления наркотиков?
М. З.: Если брать в целом, то тенденция идет к снижению употребления наркотиков. Однако есть и другая сторона. 10 лет назад мы имели большее количество пробовавших наркотики, но меньшее количество зависимых. Сегодня наоборот. Всё меньше молодых людей, которые пробовали психотропные вещества, но среди них, процент зависимых стал больше . Так происходит, поскольку появились синтетические наркотики, которые вызывают привыкание практически после первого приёма. Поэтому утяжеляются и формы зависимости.
Ю. Т.: Как вести себя родителям, если ребёнок признался в употреблении наркотиков?
М. З.: Если он только начинает употреблять наркотики или алкоголь, то это первый звоночек – подростку некомфортно в семье. Родители зачастую этого не замечают и узнают о пристрастиях чада последними. К нам в больницу дети приходят со своими крёстными, дядями или тетями, до последнего не открываясь родителям. То, что молодой человек не обращается за помощью к близким, говорит о том, что в семье есть деструктивные отношения . Если ребёнок открылся, рассказал о своей зависимости, то, прежде всего, его следует внимательно выслушать, а затем обговорить, что делать дальше и обращаться ли к специалистам (врачам, психологам, психотерапевтам).
Досье
Марина Зиновьева родилась в Ярославле . Училась в Ярославской государственной медицинской академии. Работает заместителем главного врача по организационно-методической и консультационной работе в ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница».
Смотрите также:
- Школьники и наркотики. Насколько эффективно добровольное тестирование подростков →
- Неуправляемые. Психолог Валентина Шелкова о жестокости подростков →
- Самоубийства подростков можно предотвратить →