- В последнее время страну захлестнула волна подростковых самоубийств. Как вы считаете, почему?
- Я изучала этот вопрос и пришла к выводу, что суициды идут волнами. Случаев стало не больше, не меньше. Зато изменились мотивы, по которым ребята решаются сделать этот шаг. Отчасти это неумение решать проблемы, искать выход, у них нет желания преодолеть препятствие. Ещё один важный момент - подростки принимают решения, не просчитывая риски, и поэтому их легко обмануть. Можно сказать: «Пошли ночью на кладбище, будет прикольно!» И они согласятся, не задав себе вопрос: «А чем я рискую?» Только набив шишек, ребята научатся думать о последствиях. Второй момент – нехватка острых ощущений: в период взросления гормоны бурлят, требуются новые эмоции. Поэтому ребята ведут столь активные разговоры о смерти. В этом случае подросткам просто необходима эмоциональная разрядка или зарядка, в зависимости от ситуации. Но всё, что может предложить общество, - тяжёлый труд в школе и кружки. Возьмём среднестатистического подростка: шесть дней в неделю по 6 – 10 часов он учится, ходит на дополнительные занятия. Если время остаётся, ребёнка догружают работой по дому, занятиями с младшими братьями и сёстрами. В этой ситуации ребёнку нужны положительные эмоции, общение с друзьями, он должен осознавать, что его любят, что он чего-то добился.
- А общение с родителями?
- Если спросить подростка, достаточно ли он общается с родителями, он скажет: «Да». Какие чаще всего вопросы задают родители: «Уроки сделал? Уши помыл? Комнату прибрал? Какие оценки получил?» Они почти не спрашивают о его чувствах, самочувствии, чего он добился за день и о чём мечтает. Ребятам не хочется слушать поучения или одни и те же вопросы, им нужно принятие и одобрение. Не найдя этого дома, они уходят на улицу. Во дворах же встречаются дети -«осколки», восполнить эмоциональный недостаток друг друга они не могут, общение оказывается ограниченным. Нужно качественное общение с собственными родителями. В этом плане очень важна роль отца и матери. Если папа увлечён рыбалкой, с ранних лет берёт с собой сына и вместе они действительно ловят рыбу, готовят еду на костре, рассказывают друг другу истории, то от такого отца сын не отойдёт и не будет связываться с «сомнительными личностями» или пропадать в странных компаниях. Если отец говорит дочери, что она красива, что у неё есть вкус и восхищается ею, такая девочка, став подростком, не будет «добирать» восхищение и любовь у других мужчин.
- Возможно, мамы и папы не умеют выражать свои чувства…
- Видимо, в своё время к ним самим никто так не относился, и им просто неоткуда было взять пример. Современные родители не любят своих детей просто за то, что они есть, но любят их за достижения. Это становится трагедией. Вот, например, почему дети из семей алкоголиков не хотят жить в детском доме? Почему им намного лучше с пьющей мамкой? Она принимает своих детей такими, какие они есть, не пилит за двойку, не придирается, если в комнате беспорядок. А «обычные» родители принимают чадо через оценку учителя, через достижения. Если нет достижений или они не устраивают, внешним видом показывают, что недовольны своим ребёнком. Любовь не должна кончаться на двойке или проблемах, с которыми приходится сталкиваться. Я не говорю о всепоглощающей, фанатичной любви, но о принятии ребёнка и совместном развитии. Не очень люблю слово «воспитание». Ещё неизвестно, кто кого воспитывает: родители детей или дети родителей.
- Как же вернуть общение с детьми?
- Первое время будет трудно, так что придётся набраться терпения. Запретами и угрозами вряд ли получится наладить контакт, лучше попросить у ребёнка помощи, например, помочь разобраться в какой-то программе и настроить что-то в компьютере. Постепенно удастся восстановить утраченное доверие, найти общие занятия или выяснить общие интересы.
- Многие из погибших ребят объясняли свой поступок тем, что им не дают общаться в соцсетях. Интернет опасен для детей?
- На мой взгляд, одна из основных проблем подростков – это неудовлетворённость общением. Чтобы восполнить его, дети регистрируются в соцсетях. Показывали недавно сюжет про мальчика: в Сети у него более 100 друзей, а в реальной жизни - ни одного. Он не испытывает дефицита в общении, но его общение - суррогатное, оно лишь заменяет живое.
- Разве современной молодёжи негде общаться?
- В нашем обществе недостаточно культуры живого общения, мало условий для него. Как правило, родители ведут ребёнка в кружки и секции, основываясь на своих потребностях, а не сына или дочери. Исследования показывают, что сейчас очень много одиноких детей, даже в школе, где они проводят по шесть и более часов, у ребят нет друзей. Наша культура общения построена на конкуренции, соревновательности, выпячивании или задавливании. Это не способствует раскрепощению детей, их принятию друг друга. Дети примыкают к разным группировкам, потому что там их понимают и принимают, а в школе или садике, если ты не такой как все, проблем избежать не удастся. Если когда-нибудь наше общество научится принимать людей со всеми их особенностями, многие проблемы отпадут сами собой.