Однако даже закон о добровольном тестировании вызвал немало споров, нашлись его сторонники и ярые противники. И действительно, нужно ли тестировать школьников на наркотики? Должно быть тестирование добровольным или принудительным? И самый волнующий вопрос – как результаты проверок отразятся на будущем подростков?
Никого не выявили
В прошлом году добровольное тестирование на наркотики проводилось в училищах и техникумах Ярославля, Рыбинска и Рыбинского района, в этом году – в школах Ярославля.
- В областном центре было протестировано порядка тысячи подростков в возрасте от 16 лет, - пояснила врач Ярославской областной клинической наркологической больницы Наталья НАУМОВА. -По закону, до 15-летнего возраста на любую медицинскую процедуру требуется согласие родителей, а после 15 лет – согласие самого школьника. Это же касается и получения информации о результатах исследования: если человек младше 15 лет, то результаты мы обязаны сообщить мамам и папам, если старше - он сам принимает решение, говорить ли родителям.
Даже несмотря на то, что согласия родителей не требовалось, со школьниками проводились предварительные собрания, после которых у них было время обсудить предстоящее тестирование с родителями.
- Многие родители были против, назвав эту процедуру ущемлением прав ребёнка. Другие мотивировали свой отказ твёрдой уверенностью, что их сын или дочь никогда не пробовали наркотики. В некоторых школах отказывались целыми классами. Но по своему опыту могу судить, что если не дали согласие, то какой-то процент пробовавших там есть. Точно также целыми классами и соглашались, - рассказывает Наталья Александровна.
Читайте также: | |
---|---|
Сотрудники наркоконтроля показали детям, как ловят наркоманов | |
Школьный психолог Юлия Баранова: «Уровень интеллекта детей падает» | |
Драка первоклашек вылилась в судебное дело |
Из тысячи человек, прошедших тестирование, не выявлено ни одного подростка, пробовавшего наркотики. Естественно, вряд ли школьник, точно зная, что когда-то курил, нюхал или кололся, согласится на исследование. Тогда имеет ли вообще смысл это тестирование?
- Разговоры о том, что будет обязательное тестирование для всех школьников, ведутся, но никаких документов пока нет. Лично я считаю, что такая процедура должна быть или обязательной или вообще не быть, - считает врач.
Могут ошибиться
Многие правозащитники называют обязательное тестирование на наркотики нарушением прав человека, идущим вразрез с Конституцией РФ. Родители, в свою очередь, опасаются, что положительный результат исследования поломает жизнь их детям. Не исключено, что он будет учитываться при поступлении в любой вуз – имевшим когда-то контакт с наркотиками хода туда не будет.
- Если в ходе тестирования будут выявлены подростки, пробовавшие наркотики, задача врача определить, был этот случай единичным или имеет место систематическое употребление, - говорит врач. - Если видим, что случай употребления был единичный, ребёнок находится под контролем родителей, посещает школу, строит планы на будущее, он получает точно такую же справку, что и человек, никогда не пробовавший наркотики. Мы не сторонники того, чтобы сразу ставить подростка на учёт, чего так боятся родители.
Получается, что здесь всё зависит от медика: попадётся человечный и понимающий врач, тогда на судьбе ребёнка его «эксперимент» никак не отразится. А если нарвётся на того, кому важна «галочка» и статистика? Прощайте, университет и высшее образование, хорошая работа. Даже вождение машины - и то останется под запретом.
Вызывают недоверие у людей и сами тест-полоски: все ли наркотики они «видят»? Возможен ли ошибочный результат? Могут ли тесты принять за наркотики прописанные ребёнку лекарства (тот же кодеин содержится во многих препаратах)?
- Тесты показывают употребление опиатов, амфетаминов и каннабиноидов, то есть всего того, что чаще употребляет молодёжь. Если тест даёт положительный результат, анализ обязательно отправляется на лабораторное исследование. По одной тест-полоске мы можем сказать только о том, что был факт употребления, а лабораторный анализ показывает, и какое вещество потреблялось, и его концентрацию, - рассказывает Наталья Наумова.
По тесту нельзя сказать, разовое было употребление или систематическое. Он показывает только потребление в последнее время, а у каждого наркотического вещества свой период действия. То есть если школьник на какое-то время отказался от своей пагубной привычки, тест будет отрицательным. Точно также тесты могут «пропустить» наркомана – теоретически, как говорят врачи, всё возможно. Но если человек долго употребляет наркотики, по нему, как правило, это видно.
Деньги на ветер?
Много споров вызывает и сама процедура проведения тестирования: всё проходит в школьном санузле, пусть и за прикрытой дверью, но, тем не менее, в присутствии постороннего человека, медсестры. С одной стороны, исключается возможность подмены анализа: были случаи, когда подростки приносили чужой образец и даже черпали его из унитаза. Правда, случалось это не во время тестирования в школах, а в наркологической клинике, куда ребят привозили для освидетельствования.
С другой стороны, для школьников с не совсем устойчивой психикой и кучей подростковых комплексов процедура сдачи анализа может оказаться травмирующей.
Да и останется ли результат исследования тайной для одноклассников и учителей? Как известно, в небольшом коллективе утаить что-то крайне сложно. Не исключены и нападки со стороны сверстников и репрессии со стороны педагогов.
- Ни учителя, ни одноклассники о результате не узнают, во время тестирования мы не говорим, какой результат, даже если видим, что он положительный, - заверила Наталья Наумова. – При каждом тестировании мы берём на лабораторное исследование контрольную группу анализов, куда входят и положительные, и отрицательные пробы. О результате узнаёт только сам ученик.
И всё бы вроде хорошо, непонятно только одно: подобные тест-полоски продаются в любой аптеке, средняя цена - около 200 рублей, используется точно так же, как тест на беременность, ничего сложного. Так почему родители сами не могут купить тестер и проверить своего ребёнка? Почему необходимо проводить это тестирование в школах, тратить большие суммы из бюджета, а на выходе получать пшик?
Надо принудительно обследовать
Светлана МОРОЗОВА, начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Ярославской области:
- Даже добровольное тестирование на наркотики, считаю, действенная мера. Тех, кто не соглашается на него, потом в этой подростковой среде не очень хорошо воспринимают. Это раньше, лет пять назад, у школьников было модно пить пиво, курить, пробовать наркотики, чтобы казаться взрослыми. Сейчас, что бы ни говорили, пошла мода на здоровый образ жизни. Снизилось число подростков, стоящих на учёте, даже по токсикоманам в разы идёт снижение!
На мой взгляд, необходимо вводить обязательное тестирование, оно будет дисциплинировать. Если подросток будет знать, что раз в год, к примеру, ему придётся пройти обследование, а пропаганда здорового образа жизни - это не только слова, а слова, подкреплённые контролем, он несколько раз подумает, прежде чем попробовать наркотик.
Кроме того, не так давно лечение наркомании для детей стало анонимным. Обязательное тестирование и анонимное лечение дают возможность не только выявить зависимость на ранней стадии, но и вылечить её так, чтобы никто ничего не узнал. После лечения тест уже не будет показывать положительный результат.
Заклеймён на всю жизнь
Ольга ХАРЧЕНКО, мама 14-летней школьницы:
- С точки зрения гражданина могу сказать так: тестирование на наркотики в принудительном порядке – это нарушение прав ребёнка, прав человека. Ему уже выдали паспорт, тем самым признав самостоятельной личностью, значит, подобные вопросы он должен решать сам или его родители, которые за подростка в ответе до его совершеннолетия.
Но, с другой стороны, как мать, которой раз в четыре месяца кто-нибудь да скажет: «А вы знаете, что детям везде предлагают наркотики?», - я за обязательное тестирование. Периодически спрашиваю дочь, не видела ли она что-то, не предлагали ли ей наркотики, но она всегда говорит «нет». Мне бы хотелось контролировать своего ребёнка и разделить эту функцию со школой.
Если результаты теста будут влиять на поступление в вуз, то это неправильно: ребёнок мог побаловаться один раз, и что, он на всю жизнь будет заклеймён? Глупость какая-то. Поэтому взвесив все «за» и «против», я, наверное, выступлю за добровольное тестирование. Пусть человек сознательно на него соглашается и тем самым показывает пример другим.
Губительный путь
Отец Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии:
- Добровольное тестирование на наркотики в школах, безусловно, полезно. Уровень тревожности у нас, как у родителей, высок: мы все прекрасно представляем, с каким миром регулярно сталкиваются наши дети. Если между нами и ими существует определённое взаимопонимание, то для того, чтобы родителей успокоить, такой добровольный формат тестирования вполне адекватен и приемлем.
Что касается принудительного тестирования, то мне кажется, что это не всегда выход. Любой принудительный процесс, кроме всего прочего, может являться и способом давления.
Человек, который думает, попробовать ему наркотик или нет, должен бояться не тестирования. Вред ведь не только в реакции социума на их приём. Как говорит Церковь, всякий грех ведёт к смерти, а наркотики ведут к смерти самым прямым и однозначным образом. Употребление наркотиков – это один из первых грехов.
Но почему же люди, зная последствия, вступают на этот губительный путь? На мой взгляд, есть люди, которые теряют смысл жизни. Если для старшего поколения характерна как раз его утрата из-за перемен, которые в обществе случились в определённый промежуток времени, то у молодёжи ничего этого просто не было. Молодёжь сразу стала воспитываться в идейно не наполненном обществе: нет никакого понимания, зачем я вообще существую, не говоря уже о том, зачем я учусь, зачем тружусь.
По данным зарубежных экспертов, в нашей стране оседает от 75 до 80 тонн героина. Это в 3,5 раз больше, чем в США и Канаде, вместе взятых, и в 2 раза больше, чем в Китае с его миллиардным населением.
В настоящее время 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов – это люди в возрасте от 16 лет. По данным МВД России, 70% всех наркоманов – это подростки и молодёжь.
Государственный научный центр психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ регулярно проводит социологические исследования, и по последним отчётам картина наркомании в России такова:
- употребляли наркотические и токсические вещества хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек;
- потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек.
Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%. Это значит, что из 100 лечившихся наркоманов только 3-5 человек в дальнейшем перестают принимать наркотики.