Пока ярославские экономисты собираются с мыслями, как отразится открывшееся «окно возможностей» на судьбе областного АПК и на ценах в магазинах, «АиФ-Ярославль» обсудил сверхактуальную тему со старшим экспертом Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) москвичкой Викторией Берлай.
Ряды коров редеют…
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: На сельхозсектор сейчас приходится 4,3% валового регионального продукта Ярославской области. Такой показатель отражает достижения, но, вероятно, в ещё большей степени - нереализованный потенциал. Поэтому первый вопрос логичен: как вы его оцениваете?
- Стало быть, тотальный запрет импорта молока будет работать на этот доминирующий в структуре АПК сектор?
- Серьёзными препятствиями на этом пути будут и несколько существующих факторов, и один новый.
Сохраняется проблема высокой закредитованности хозяйств. Скажем, величина инвестиционных кредитов с 2008 по 2014 год выросла в 3 раза, до 11 млрд руб. Также у многих предприятий нет собственной кормовой базы или она недостаточна, поэтому приходится закупать корма, что влияет на себестоимость продукции. В молочном секторе сокращается поголовье крупного рогатого скота: с 2008 по 2012 год на 32 тыс. - до 127 тыс. Стадо коров сократилось на 11 тыс. - до 59 тыс. голов. В итоге на долю области приходится 4,5% поголовья ЦФО. И, наконец, вспомним, что срок действия санкций - всего один год, и этого явно недостаточно, чтобы село хоть в целом по России, хоть в отдельном регионе ощутило реальные перемены. На запуск новой крупной фермы требуется минимум 2,5 года, кроме того, нужно немало времени, чтобы вывести объект на проектную мощность.
…а молока пьём больше всех
- Но надо учитывать и такие реалии, как, к примеру, успешное развитие в регионе самого масштабного в ЦФО аграрного инвестпроекта.
- Действительно, это заметное событие. Завершено строительство двух животноводческих комплексов на 2,4 тыс. скотомест каждый, идёт возведение третьего и молокоперерабатывающего завода мощностью 350 тонн в сутки. Однако в регионе потребляется в год 314 тыс. тонн молочных продуктов, или 247 кг на человека - это больше, чем в среднем и по России, и по ЦФО. При этом внутреннее производство молочных продуктов в пересчёте на сырье - примерно 173 тыс. тонн в год. «Регион дефицитен, и дефицит растёт вместе с уровнем потребления. Всего в область ежегодно завозится до 4 тыс. тонн молочных продуктов из Тверской, Костромской и Ивановской областей, остальной объём приходится на импорт. Но в то же время 30 тыс. тонн молочных продуктов в год вывозится, преимущественно в Москву и Подмосковье.
- То есть импорт уйдёт, что вызовет нехватку этих продуктов в регионе?
- Думаю, что нет. Напомню другую историю. В апреле этого года Роспотребнадзор приостановил импорт сыров шести украинских компаний. Но на российских покупателях отсутствие этих сыров никак не отразилось. Потери довольно быстро компенсировали белорусские производители. И это несмотря на то, что доля украинских сыров на российском рынке - порядка 15% от всего аграрного импорта. Больше Украины поставляют только Белоруссия и Германия. Всего же доля импортной продукции на российском рынке сыров - около 25-30 процентов. И в дальнейшем белорусские компании, как свидетельствуют новейшие события, будут «выручать» наших любителей молочной продукции.
Сырьё - орудие конкуренции
- А меры государственной поддержки АПК изменятся? Сейчас директора хозяйств указывают, что электроэнергия и ГСМ дорожают, а субсидии властей на льготные закупки горючего и удобрений снижаются. При этом закупочные цены на молоко невысоки.
- Российские производители всегда жаловались, что из-за присутствия огромного количества дешёвой импортной продукции на рынке им постоянно приходится занижать цены. Конечно, запрет импорта - стимул для развития бизнеса. Однако сегодня для аграриев кредитные ресурсы слишком дорогие. С учётом санкций со стороны Запада государству необходимо обеспечить поддержку АПК, в том числе через снижение требований к банкам по резервированию для выдачи кредитов. Несколько дней назад стало известно о разработке федеральной программы дополнительной поддержки села. Скоро станет известно, на что могут рассчитывать российские регионы.
- Что нужно делать аграриям немедленно, не дожидаясь бюджетных вливаний?
- Пока можно сказать, что компании АПК должны расширять сырьевую базу, без этого использовать новую ситуацию с выгодой нельзя. И здесь опять-таки могут помочь поставки сухого молока из Белоруссии, из стран Южной Америки, а также Новой Зеландии, не попавшей в санкционный список. До конца сезона «большого молока» производителям и переработчикам нужно мобилизироваться, ведь при существующих мощностях можно нарастить объём производства молока.
- При вступлении России в ВТО аргументом было снижение цен для покупателей вследствие уменьшения ввозных пошлин.
- Но, согласитесь, потребитель не заметил падения цен. Дело в том, что стоимость в основном устанавливают розничные сети, и эти цены мало реагируют на то, что происходит на рынке. К примеру, снижение оптовых цен на молочную продукцию на розничные цены в прежние годы никак не влияло.
- А нынешние ограничения импорта лежат в русле норм ВТО?
- Нет, но это уже сфера большой политики, а не экономики.
- И, главный вопрос, без которого не обходится сейчас ни одно обсуждение каких-либо новшеств: что будет с ценами?
- О реальном масштабе цен можно будет судить ближе к середине зимы, потому что закупленной ранее европейской молочной продукции хватит на несколько месяцев. И в этих условиях сразу после введения эмбарго взвинтить цены организациям торговли не получится, так же, как и сельхозпроизводителям не удастся продать свою продукцию с более высокой маржой. Власти предпринимают меры противодействия возможным ценовым «играм». Например, крупные сети будут обязаны отчитываться не только о ценах, но и о товарных остатках на складах. Так что дефицит может возникнуть не раньше начала следующего года, тогда и можно будет более точно и полно проанализировать последствия резонансных санкций.
Смотрите также:
- Правительство Ярославской области принимает меры по обеспечению продовольственной безопасности региона →
- Чем сыты будем? Директор Сергей Иванов – о бедах сельского хозяйства →
- Переломить ситуацию. В Ярославской области всё меньше рабочих мест →