Кто будет мэром. Местная власть обречена на жалкую роль

Сергей Юрьев / АиФ

И дело не только и не столько  в персоналиях: более чем вероятный обвинительный приговор станет началом формирования городской власти по новым правилам. Причём в условиях падающей экономики и роста бюджетных проблем. О том, какими сейчас видятся главные тенденции развития ситуации, мы побеседовали с известным ярославским политологом Евгением Голубевым.

   
   

 О Ярославле, Рыбинске…

Игорь Велетминский, АиФ-Ярославль: В областном центре и в Рыбинске – и  самые большие проблемы, и самое густое сосредоточение разных бизнес-интересов. Что изменится после отмены выборов мэров и появления должности сити-менеджера?

Евгений Голубев: Прежде всего, в нынешней ситуации вся значимая повестка дня и для регионов, и для городов определяется в федеральном центре. Замечу, что арест Евгения Урлашова в июле 2013 года был призван, в числе прочего, продемонстрировать обществу, что оппозиционный политик с работой не справился. Поэтому не важно, какая конструкция власти будет и кто станет главой города Ярославля, а кто – главой администрации, то есть тем самым сити-менеджером. Любой назначенец будет под полным контролем федеральной и региональной власти и не сможет заявить никакой самостоятельной программы. Этот вывод применим и ко всей системе местного самоуправления. В лучшем случае он будет заниматься  текущими хозяйственными вопросами. И в условиях сокращения бюджетных доходов и кадрового «голода» никакой альтернативы такой модели действия нет.

И. В.: Однако в «городе номер два» не было явной политической фронды.

Е. Г.: В Рыбинске, вероятно, положение дел в обозримой перспективе будет чуть лучшим, чем в Ярославле. Пока неясно, будет ли новым главой нынешний исполняющий обязанности Леонид Можейко, но вариант преемственности линии Юрия Ласточкина, который возможен при нём, – далеко не самый худший. Кроме того, Рыбинск – это город, который может получить самые серьёзные дивиденды от продвижения стратегии импортозамещения, если учесть, к примеру, большой потенциал предприятий энергетического машиностроения.

 …и о качестве дорог

И. В.: Между строк читается: а уж преемственности в Ярославле точно не бывать. Но, если вывести за скобки политические эскапады мэра, иные его начинания не так уж крамольны?

Е. Г.: Безусловно, и многие сразу обратили внимание на то, как Урлашов пытается заставить подрядчиков ремонтировать автодороги с нужным городу качеством. Это ключ к оценке работы главы города. Если дороги плохие, то мэр Виктор Волончунас для ярославцев ничем не лучше и не хуже мэра Евгения Урлашова. Не случайно и в хронику событий, предшествующих аресту мэра, крепко вплетены известные всем фирмы-подрядчики и их руководители. Впрочем, опыт Урлашова показал, что сама по себе смена подрядчика ничего не значит с точки зрения качества ремонтов. Ведь экспертные данные говорят о том, что 73% автодорог Ярославля не имеют водоотводов. Сейчас этот показатель, возможно, немного изменился, но несущественно. И Московский проспект, отремонтированный ещё в период подготовки к тысячелетию города, до сих пор в приличном состоянии только благодаря водоотводам. Без этого трассы будут разрушаться при любых мэрах и подрядчиках.

   
   

На посту до конца срока

И. В.: Если вспоминать даты, то скоро – три года работы Сергея Ястребова в должности губернатора.  Почему ему удалось так долго сохранить пост, ведь отставку ему предрекали  чуть ли не каждый месяц?

Е. Г.: История с псевдоотставками главы региона завершена точно, причём понимание, ощущение  этого пришло, на мой взгляд, уже  в конце прошлого года. Всё просто: технические вопросы Ястребов решает, указания федерального центра выполняет. А что нет развития области  – так ведь аналогичная ситуация в 90% российских регионов. Вероятно, он будет и дальше вести аналогичную линию, что позволит ему спокойно пробыть губернатором до конца срока, то есть до мая 2017 года. Но опять-таки для ситуации в регионе это не имеет принципиального значения по уже названной причине: центр принятия всех важных решений находится в Москве, на Старой площади, в администрации  Президента РФ.

И. В.: Может ли стать преемником губернатора председатель областного правительства Александр Князьков?

Е. Г.: Да, волны пиара периодически сопровождали имя премьера Ярославской области в последние годы. Но недавнее внесение изменений в Устав региона, чётко разделившее хозяйственный блок исполнительной власти во главе с Александром Князьковым и политический, в котором вполне комфортно чувствует себя губернатор Сергей Ястребов, поставило точку в этих интригах.

Несыгранная роль

И. В.: В этой связи нельзя не спросить о роли трагически погибшего Бориса Немцова. У него были шансы внести динамизм в развитие области?

Е. Г.: Конечно, Борис Ефимович вёл достаточно эффективную пиар-кампанию, что очевидно для любого специалиста в этой сфере. Его конечной целью, судя по всему, было избрание в Госдуму России в декабре 2016 года: имея концентрированный ядерный электорат в 20% избирателей, он имел на то все шансы. Реализовать их помешали пули убийц. Его антикоррупционная деятельность в регионе была полезна и даже увенчалась рядом успехов. Но нельзя не видеть и  другой аспект.  Борис Немцов внёс в нашу повседневную жизнь гражданскую обеспокоенность состоянием дел в Ярославской области. И те цветы, которые ярославцы несли к портрету депутата после его смерти, были искренним выражением уважения и признательности.

Большие деньги ушли

И. В.: В моде - доклады о сокращении бюджетов всех уровней. Вот и губернатор заявил, что сам себе срезал 10% зарплаты во имя спасения областной казны…  

Е. Г.: Достаточно подсчитать, сколь малую часть от огромного дефицита областного бюджета (это 3 млрд руб.) и ещё большего государственного долга области (превысил 32 млрд руб.) составят сэкономленные деньги, чтобы понять: это не более чем самореклама областной власти. Хотя любая экономия, пусть маленькая – всегда хорошо. Власть сегодня понимает, что  большие бюджетные и частные инвестиции в наш регион закончились ещё в эпоху губернаторства Сергея Вахрукова. В самом деле, завод «Комацу» в регион привёл губернатор Анатолий Лисицын, плоды этих инвестиций проявились в период правления Сергея Вахрукова. В свою очередь, он разработал идеологию создания Ярославского фармацевтического кластера и добился прихода в регион гигантов отрасли. Теперь этими плодами пользуется Сергей Ястребов. Здесь был огромный прорыв: именно такие предприятия будут и уже в определённой степени являются основой новой экономики Ярославской области. А прихода новых инвесторов пока не предвидится. Поэтому на первый план выходит качество управления. Это касается и деятельности органов власти, и дискутируемых сейчас вопросов приватизации ряда крупных муниципальных предприятий. Форма собственности сама по себе непринципиальна. Согласитесь, будет смешно, если кто-либо докажет, что муниципальная собственность – лучше всех. Или наоборот. Ключ – в умении управлять активами.

Досье

Евгений Голубев. Родился 19 апреля 1967 года в Костроме. В 1991 году закончил исторический факультет Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова. Кандидат исторических наук. В 1992-1997 годах  работал на различных должностях в аналитическом центре при губернаторе Ярославской области.  С 1997 года - в исследовательской компании «Аналитический центр Leancor», ведущей нестоличной социологической исследовательской компании России.  

Смотрите также: