«Берут под козырёк» - Дмитрий Донсков о политической элите Ярославля

Присутствие во власти ради самой власти не представляет никакого интереса. Работа в мэрии города - не самоцель, а возможность реализации конкретных задач, считает бывший заместитель мэра Ярославля Дмитрий Донсков. И делится с «АиФ» своим видением сегодняшней политической ситуации в Ярославле и области.

   
   

Заглядывают в рот

«АиФ-Ярославль»: Дмитрий Александрович, на недавнем заседании региональная дума утвердила решение о расширении штатов в областной администрации. Теперь у губернатора и правительства появятся свои аппараты. Депутаты не могли не понимать, что это даст дополнительную нагрузку на бюджет. И почему же они приняли решение почти единогласно?

Досье
Дмитрий Донсков родился в Волгограде 17 июня 1977 г. В 2000 году окончил ЯрГУ им. Демидова по специальности «юриспруденция». В 2000 г. поступил в аспирантуру и преподавал на кафедре уголовного права и процесса. В 2008 году был избран депутатом муниципалитета Ярославля. В 2012-2013 гг. - заместитель мэра Ярославля. С 2013 по 2016 гг. был обвиняемым по так называемому «делу Урлашова» о взятках в мэрии, судом был полностью оправдан.
Дмитрий Донсков: Депутаты сейчас, безусловно, «берут под козырёк». Они «выстраиваются» под врио губернатора Дмитрия Миронова по разным причинам. Кто-то просто боится нового руководителя. Кто-то хочет наладить взаимоотношения с точки зрения бизнеса (в думе много бизнесменов), поэтому не идёт ни на какие конфликты. Кто-то хочет сохранить свои позиции, «усидев» на текущих областных контрактах, и т.д. В ближайшее время такая тенденция «подыгрывания» сохранится. Дума будет, что называется, «заглядывать в рот» врио губернатора и беспрекословно ему подчиняться.

Для главы региона это, с одной стороны, хорошо - у него не будет ситуации Евгения Урлашова, которому в своё время муниципалитет вставлял палки в колёса, где надо и не надо. С другой - это плохо: законодательный орган власти позволяет исполнительной смотреть на себя со стороны и более комплексно оценивать принимаемые решения. Без критики любая власть теряет связь с реальностью. С точки зрения качества решений «заглядывание в рот» - безусловный минус. Так быть не должно, потому что в результате пострадаем все мы, жители Ярославской области.

- На том же заседании депутаты завели речь об увеличении собственного содержания. При этом прожиточный минимум пенсионеров подняли всего на 61 рубль. Народным избранникам уже не важно, как они выглядят в глазах избирателей?

- Им сейчас, действительно, важнее быть ближе к губернатору, чем оглядываться на избирателей. Именно от губернатора будет зависеть, кто и при каких условиях пойдёт на следующие выборы от партии власти и какими будут итоги этих выборов. Такой логикой, по крайней мере, руководствуются сами депутаты. Но она не совсем верна. По итогам последних выборов, партия власти у нас хоть и укрепила позиции, но избиратель в Ярославской области всегда показывал, что он не глуп, и на демонстративное пренебрежение его интересами всегда реагировал голосованием. Ситуация, когда депутат в первую очередь смотрит на губернатора, а во вторую - на избирателя, никоим образом не соответствует демократическому государству.

Расходы - по доходам

- Идёт работа над бюджетом следующего года. Врио губернатора Дмитрий Миронов сказал, что бюджет будет бездефицитным. Разве такое возможно в наших экономических условиях?

   
   

- Такое возможно. И такой принцип формирования бюджета правильный. Ярославль, например, в 2004-2008 годах жил при бездефицитном бюджете. В Германии, к слову, вообще запрещено принимать бюджет с дефицитом. Будучи заместителем мэра Ярославля, я ездил в Кассель знакомиться с их опытом. И спрашивал: если вдруг у вас не будет хватать денег на содержание какой-то школы, что вы будете делать? Они ответили - закрывать школу. И это правильно. Потому что, если не закрыть эту школу сейчас, сформировав тем самым ситуацию дефицита, то накопленный долг с годами приведёт к необходимости закрывать 3-5 школ. Расходы должны соответствовать доходам.

Власти необходимо очень плотно работать и с наполняемостью бюджета, и с его расходной частью. Выводить налоги из тени. Сильный губернатор должен вплотную этими вопросами заниматься сам - с помощью налогов наполнять бюджет и увеличивать доходы.

- При неблагоприятной ситуации со сбором налогов могут начать задерживать зарплаты бюджетникам?

- Да, такое может быть. Роста зарплат в следующем году, скорее всего, не стоит ожидать. Если он будет, то номинальный.

Когда люди не доверяют

- Почему, на ваш взгляд, Ярославлю не хотят возвращать прямые выборы мэра? Депутаты даже не стали обсуждать этот вопрос на думе.

- Если поговорить с депутатами один на один, то, думаю, больше половины скажут, что прямые выборы мэра Ярославлю нужны. Однако публично они высказываются по-другому. Это поведение - тоже подчинение. Но подчинение даже не местной власти, а федеральной. Таковы сегодняшние тенденции. Мэры должны больше зависеть от вертикали власти, нежели от населения. И в этом немало минусов. Назначенный мэр должен «смотреть в рот» либо губернатору, либо избравшим его депутатам. Из-за этого он ограничен в своих действиях. При проведении каких-либо реформ в городе у выбранного мэра больше возможностей, т.к. он получил доверие горожан. А назначенный, начни он делать что-то не по нраву людей, получит на свою голову негатива по полной программе. К примеру, сейчас многие недовольны сносом ларьков или введением платных парковок в Ярославле, которое, к слову, помогает решить застарелую городскую проблему наполнения бюджета и содержания улично-дорожной сети. Но многие автомобилисты недовольны. Это недовольство выливается в адрес мэрии. К тем же действиям выбранного главы города ярославцы, возможно, отнеслись бы лояльней. Потому что у выбранного мэра есть период, когда он имеет право проводить реформы - ему люди доверили.

- Насколько уверенно, как вам кажется, чувствует себя сегодня власть в области и городе? Создаётся какое-то ощущение нестабильности от бесконечной смены руководителей всех уровней…

- Любой руководитель, приходя на новое место, имеет право формировать команду под себя. Это право надо признать и за врио губернатора Дмитрием Мироновым, и за и.о. мэра Владимиром Слепцовым. Другой вопрос - к чему эти назначения приведут. Судить надо по делам. А какие-то итоги подводить пока рано. Решить накопившиеся проблемы и в городе, и в области за прошедший с момента их назначений период невозможно. Но за это время нужно определить основную проблематику и сформировать план действий. Реальные дела и их результаты, думаю, мы сможем увидеть года через три.

Власть - не самоцель

- Вы несколько лет были в первой обойме ярославской власти. Если бы сегодня вас позвали в новую команду мэрии, пошли бы?

- У меня нет самоцели работать в мэрии. Просто идти в чиновники мне неинтересно. А если бы появилась возможность реализовать планы, которые вынашивались ранее, это было бы интересно.

- Что это за проекты?

- То, о чём я говорил выше, - приведение бюджета в состояние бездефицитного. В Ярославле с 2012 по 2013 год, когда я работал, доходы увеличились на 300 млн рублей (на 5%). Увеличение произошло именно в той части, в которой это зависит от города. Бюджет и в последующие годы получал эти доходы.

Был большой проект по сокращению городских субсидий на транспорт, когда бюджет компенсирует перевозчикам разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифом.

Разрабатывался свой план работы с дорожными компаниями. Проблема дорог в Ярославле не решена до сих пор. И не решится, пока мы будем принимать у подрядчиков и оплачивать им некачественный ремонт.

Было немало и других проектов, над которыми мы работали и которые до сих пор остаются актуальными.

Смотрите также: