46

Атланты делят землю

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 04/04/2007

Кто бы мог подумать, что рядовое заседание Государственной думы Ярославской области обнажит тайну, достойную Мадридского двора... А вот поди ж ты, именно это и произошло на прошлой неделе. Совершенно неожиданно для большинства депутатов администрация области сделала им предложение, от которого сложно отказаться. А именно - взять на себя контроль над землей г. Ярославля.

Сюр-приз!

Конечно, контроль предполагается отдать не депутатам, а департаменту по земельным ресурсам, который поспешно возник в администрации области. Но ни один законопроект мимо Думы пройти не может, поэтому удивленные депутаты перед самым началом заседания получили на руки документ под названием "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле".

Документ предполагалось принять после депутатского обеда, однако, к сожалению (или, как считает председатель муниципалитета Ярославля Владимир Голов, к счастью), многие законодатели во время перерыва разбежались, и в отсутствие кворума дать ход законодательной инициативе администрации было некому.

Сильнее всех думской неожиданностью были ошарашены, разумеется, мэрия Ярославля и депутаты Ярославского муниципалитета. Некоторые в кулуарах назвали документ сюрреалистическим, иначе говоря, иррациональным. На пресс-конференции, данной в пятницу, Виктор Волончунас рассказал, что законы о распоряжении городскими земельными участками субъектами Федерации уже приняты в некоторых регионах России. И в администрации Ярославской области подобные идеи витали с прошлого года, но о подготовке законопроекта никто в мэрии не знал. "Речь об этом шла месяц тому назад, - признался мэр Ярославля. - У меня была встреча с губернатором, после чего был дан некоторый тайм-аут. Но во вторник депутатам областной Думы был выдан вот такой законопроект... Да еще в некоторой степени доводится до депутатов, что с мэром это согласовано. Вступать в конфронтацию мы не собираемся, но я сегодня заявляю о своей позиции и позиции председателя муниципалитета: мы не видим правильности в принятии этого законодательного решения".

Верхи не могут, низы не хотят. А клиент - в середине

Неправильность решения, по мнению городских властей, заключается в том, что закон не даст того положительного эффекта, на который рассчитывают его составители, скорее навредит. Положительный эффект, если верить пояснительной записке к законопроекту, должен быть просто сногсшибательным, поскольку "законопроект разработан в целях сокращения сроков и упрощения процедуры предоставления участков в городе Ярославле, а также для обеспечения охраны исторического центра Ярославля и реализации масштабных градостроительных, инвестиционных и иных проектов, в том числе в рамках подготовки к 1000-летию города Ярославля". Однако к каждому пункту обещанных благ тут же возникают вопросы.

Во-первых, неясно, каким образом можно сократить сроки и упростить процедуру, введя в структуру администрации дополнительное подразделение и предписав потенциальному застройщику обращаться не только в мэрию (как было раньше), но и в это подразделение. "Права и обязанности муниципальных образований по наработке градостроительной документации, землепользования, формирования участков с нас не сняты, - объяснил мэр. - Поэтому в проекте, который вносится, я вижу вместе со своими коллегами одно: он сделает больше мытарств нашим инвесторам по коридорам власти, создаст больше бюрократии. В регионах, где эта инициатива реализована с прошлого года, даже конкурсы остановились, потому что идет переписка между верхом и низом. То есть появляется дополнительный институт, который принимает документацию, начинает ее проработку, отсылает вниз. Внизу могут быть отрицательные ответы. Бюрократия снова отправляет документы наверх... А это мытарство по коридорам сегодня всем надоело. В том числе и нам".

Владимир Голов, со своей стороны, обратил внимание на то, что процедура получения участка и так затянута и не с мэрией надо бороться, чтобы исправить существующее положение: "На отвод участка, на строительство объекта требуются согласования более тридцати организаций! Из них только пять-шесть на муниципальном уровне. Почему их тридцать?! Почему в этот список попало столько организаций, которые вообще тут ни при чем? Но они должны поставить свою подпись. А чтобы подпись поставить, документ должен пролежать, пока не выцветет в цвет бумаги! Вот об этом надо говорить".

Копейке некуда упасть

Что касается "реализации масштабных... проектов", вообще непонятно, где они могут реализовываться. По словам Виктора Волончунаса, сейчас в городе на разных стадиях проектирования и строительства находятся десятки объектов, в том числе "масштабных", "градостроительных" и "инвестиционных". Аквапарк у судостроительного завода, жилищное строительство, 22 гостиницы, спортивные комплексы, концертный зал на площади Волкова, грандиозные торгово-развлекательные комплексы во всех частях города - это только часть существующих проектов. "Сегодня уже есть насыщение, а я бы даже сказал, в перспективе, с вводом всех торговых центров - перенасыщение города торговыми площадями, - заметил Волончунас. - Соответственно, чем больше инвесторов сегодня будет идти и требовать новые площади, тем меньшему числу мы сможем эти площади предоставлять, и тем больше будет неудовлетворенность по этому поводу. Мы уже можем предложить участки только в Ярославском сельском районе - иначе просто городская черта не позволяет".

Между тем действующие на настоящий момент договоры аренды и идущая своим чередом продажа земель приносит постоянно растущий доход - как в казну города, так и в бюджет области. Если в 2003 году от аренды городских участков Ярославль и область получили по 62 млн. рублей, то в 2006 году - по 208 млн. рублей. В самом Ярославле развивается так необходимое всем жилищное строительство - со 128 тыс. кв. м в год город вышел на 184 тыс. кв. м и планирует в этом году перешагнуть 200-тысячный рубеж и выйти как минимум на 300 тыс. кв. м ежегодно. Странно, что кто-то в этом углядел неэффективность. Еще более странно, что претензии со стороны администрации возникли именно к Ярославлю - единственному городу в регионе, утвердившему генеральный план развития и доказавшему способность его реализовывать. Все основные позиции, все проекты в плане уже прописаны, более того - согласованы с самой администрацией. Зачем наступать самим себе на ноги и замедлять градостроительный процесс накануне тысячелетия - загадка.

Виктор Волончунас считает, что здесь имеет место недопонимание ситуации отдельными членами администрации, недавно влившимися в команду: "В штабе губернатора произошли большие перемены. Пришли новые люди, которые, может быть, еще не знают всех взаимоотношений, выстроенных по каждому объекту. Им кажется, что принятие этого решения сразу повлечет за собой улучшение ситуации. К сожалению, этого не будет... Но есть другие решения. Если бы, не внося закона, губернатор поставил отдельного человека, который стал бы координатором этой работы, и мы вместе формировали инвестиционные пакеты исходя из градостроительных планов, то можно было бы действительно принимать совместные решения на пользу дела".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах