Как литература математику победила
- Почему вы решили стать учителем?
- Мне так понравилась первая учительница, что я решила быть как она. Я хорошо училась, особенно нравилась математика. В пятом классе наша классная, которая вела математику, разрешала мне проверять тетради одноклассников. Оценки я, конечно, не ставила, только плюсы и минусы. Так что родители не удивились, когда к десятому классу я решила поступать в педагогический.
- В университет удалось поступить без проблем?
- Школу я закончила с серебряной медалью, единственная четвёрка была как раз по русскому языку. Поступать я собиралась на физмат. Было одно «но»: моя старшая сестра - учитель математики. Нас всегда сравнивали. В школе мне это очень не нравилось, а когда я представила, что сравнение продолжится и в университете, стало не по себе. Тогда я и выбрала литературу.
- В школу пришли сразу по окончании вуза?
- По распределению направили работать в санаторно-лесную школу для детей с проблемами здоровья. Учить было интересно, а возвращаться домой страшно, идти нужно было через поле. Я стала искать работу поближе. И вот уже 14 лет работаю в школе №79.
Задачки с неизвестными
- Кто они, ваши ученики?
- Учу ребят 5 - 9-х классов. В основном детей с задержкой психического развития. Преподаю и в общеобразовательных классах в двух школах.
- Чем отличаются ребята из коррекционных классов?
- От этих детей никогда не знаешь, чего ждать. Однажды мы разбирали несклоняемые существительные. На доске было написано предложение с ошибкой, я объясняла, почему оно неправильное. Один мальчик пытался работать, но у него никак не получалось. И вот урок заканчивается, а он поднимает руку и говорит: «Тамара Юрьевна, а у вас на доске с ошибкой написано». Он был очень горд тем, что смог сам понять. Для него это было таким открытием.
- К этим детям, наверное, нужен особенный подход?
- К ним нужен дифференцированный подход. Одному, для того чтобы поставить «пять», нужно дать три задания, а другому для той же пятёрки - только одно. Эти ребята очень любят, когда их хвалят, гладят по голове, многим недостаёт заботы и тепла.
- Чем они вас удивляют?
- У этих ребят слабая память, они не помнят, что сказали вчера. Им сложно выучить стихи или пересказать текст, но у них особенный взгляд на мир. Эти дети очень любят творить, вот только конкурсов для них нет.
Пусть зарплата маленькая
- Работа учителя не сахар, не жалеете о своём выборе?
- Нет. Я рада, что работаю в школе. Пусть зарплата маленькая и приходится подрабатывать, пусть много требуют, но я не жалею. Хожу на работу как на праздник. Но бывает, что возвращаюсь домой без настроения, например, если весь класс приходит неподготовленным. Ты постаралась, подготовилась, хочешь с ними диалог провести, обсудить что-то, а в ответ тебе говорят: «Тамара Юрьевна, мы не поняли!»
- С каким настроением ждёте 1 сентября?
- Наверное, с радостью. Знаю, что мне подарят в этот день букеты цветов, что встречу ребят, но вместе с тем жду этот день как точку отсчёта, с которой начнутся тяжёлые трудовые будни. Иногда сидишь и думаешь: снова целый год, опять новый класс, нужно узнать, какие там дети, чего от них ждать. Но это быстро проходит.
- Что должен сделать учитель, чтобы завоевать класс?
- Самое главное - учитель должен уметь удивлять детей. А заинтересованность детей в педагоге видна издали. Когда они врываются в кабинет, дожидаются у класса, не хотят уходить – это большая радость для учителя.
- Современные дети отличаются от тех, что были десять лет назад?
- Дети перестали читать. Их воспитывают телевизор и компьютер. Хуже всего ситуация с ребятами, выросшими за компьютером. Они не хотят писать от руки, не могут вычленять информацию, обрабатывать её, не умеют работать с книгой. Ситуацию можно было бы переломить, дай родители этим детям компьютерные развивающие игры, но этого не происходит.
- А родители, они сейчас какие?
- Современные родители подходят к обучению своих детей в школе как к рыночным отношениям. Мы вам ребёнка сдали, вы обязаны научить и во столько-то вернуть. А когда учитель начинает говорить о том, что вот тут ребёнок не готов, то они считают, что это проблемы учителей, но не их. И таких людей всё больше.
Танцую и вяжу
- У вас есть работа, подработка в другой школе, две дочери. Ещё на что-то время остаётся?
- До рождения младшей дочери я занималась бальными танцами. Началось с того, что отдала в кружок старшую. Стало интересно, и я тоже записалась на танцы. Теперь жду, когда младшая подрастёт, и мы вместе пойдём на танцы. Если свободное время остаётся, то очень люблю вязать. Беру выкройку из журналов, любимый узор и вяжу.
- В дочерях замечаете склонность к педагогике?
- Младшая Таня очень правильная, в три года может лекцию на педагогическую тему прочитать. Но я не буду настаивать, чтобы дочери стали педагогами.
Смотрите также:
- Учитель Татьяна Уткина о прагматичности современных детей, любимых «вэшках» и тайне своего имени →
- Школьный психолог Юлия Баранова: «Уровень интеллекта детей падает» →
- «Дети солнца» Екатерины Бурмистровой →