Николай Дутов об особенностях менталитета ярославцев

   
   

Много лет он занимается историей родного края. Своими наблюдениями, основанными на документах, воспоминаниях, литературе и других исторических источниках, он поделился с читателями  «АиФ» - Ярославль».

- Николай Владимирович, из чего складывается менталитет жителей того или иного места?

- Это и поведение в быту, и жизненная позиция, и определённая этническая картина мира – целый комплекс поведенческих и мировоззренческих характеристик, свойственных конкретной местности в конкретное время.

- Ярославцы были привязаны к своей малой родине?

- Наших предков назвали «кукушкиными детьми», и, вслед за другими исследователями, я считаю, что к своей земле ярославцы относились как к мачехе, потому что она их не кормила, не давала возможности обеспечить семью. С давних времён они были вынуждены искать заработок на стороне. Сначала занимались ремесленными промыслами по дереву, глине, льну, судостроению. Позже, в XVIII веке, начались так называемые отхожие промыслы. Ярославцы на месяцы, а то и годы уходили в Петербург и Москву, где зарабатывали большие деньги.

- Какой отпечаток это накладывало на характер жителей области?

- Внешне они старались держаться с лоском, а внутренне оставались всё теми же селянами. При отсутствии внутреннего культурного стержня в ярославцах с давних времён было развито стремление добычи денег любой ценой. Они были вынуждены крутиться, чтобы выжить, всеми правдами, а чаще неправдами добиваться своего. Например, коробейники были известны по всей Руси. Но ярославцы быстро выделились в монополию. Торгует, скажем, рядом с ярославцем вологжанин, у него и товар лучше, и цена ниже. Но ярославец возьмёт настойчивостью и откровенным подхалимством покупателю и продаст товар по завышенной цене, хотя и не самый качественный. Могли наши предки «ненароком» и толкнуть конкурента, так, чтобы тот товар уронил. И тут же принимались извиняться, расшаркиваться, да не просто так, а по упавшему товару.

- Если бы наши предки составляли резюме на работу в столицу, какие качества они бы там написали?

- Всё, что соответствует современному типу менеджера. Это упорство, граничащее с упрямством, вежливое обращение с выгодными людьми. Готовность ради достижения своей цели пожертвовать отдыхом или деньгами ради получения нужного образования, навыков в той или иной профессии. Думаю, и сейчас эти качества присутствуют у ярославцев, но тогда это было более «выпукло» по сравнению с другими жителями империи. Кстати, считая себя людьми более продвинутыми и в образовании и в материальном плане, со своими соседями ярославцы держались несколько высокомерно.

Наши предки могли овладеть любой профессией, зная, что это принесёт выгоду, и действительно были намного образованнее соседей. Многие промышляли толмачеством, то есть переводами. Когда купечество стало активно торговать за рубежом, понадобились переводчики. А люди, знающие языки, в основном были особами знатных родов, поэтому платить приходилось не только за работу, но и за статус. Гораздо дешевле для купца было нанять простого крестьянина с теми же способностями, о чём быстро и смекнули ярославцы. Надо сказать, что они действительно легко усваивали что-то новое и по торговым делам исколесили всю Европу.

   
   

- Если ярославцы всё время зарабатывали деньги в «командировках», что было с семейными устоями?

- Отход традиционно приносил в два раза больше прибыли в семью, но расшатывал традиционный крестьянский институт брака. Человек, находящийся годами в Санкт-Петербурге, заводил себе прислугу, которая превращалась, как сейчас бы сказали, в гражданскую жену. Появлялись дети, которых не скрывали, а отправляли на лужок, на молоко в деревню к законной жене крестьянина. Она, в свою очередь, тоже нанимала работника в дом, ей тоже было скучно. Дети от него могли отправиться в Питер, к своему наречённому отцу, перенять его дело.

- Но ведь не всегда ярославцы зарабатывали на стороне. Был «золотой век Ярославля», сложилась наша уникальная школа иконописи.

- Ярославцы, как заказчики, всегда стремились делать всё на свой лад и отражать в искусстве то, что им кажется важным, своё мировоззрение, то, как они сами видели жизнь, а не как того требовали каноны православной иконописной традиции. Особенно это заметно во фресковой живописи. По легенде, в одной из галерей церкви Ильи Пророка изображены портреты её меценатов Скрипиных. Отчасти это можно назвать тщеславием, но оно было направлено в такое доброе, православное русло по принципу выражения благодарности Богу за своё богатство и жизнь. Конечно, красота отстроенного храма придавала статус и весомость в обществе, поэтому они строились всё краше и лучше. Апогеем такого соперничества на добрых началах стала церковь Иоанна Предтечи.

- Что, на ваш взгляд, осталось от наших предков в характерах современных ярославцев?

- Во многом местные особенности нивелировались по всей стране из-за политики советской власти. Но некоторые черты, отличающие ярославцев, остались. Например, свободомыслие, которое привело к первому в стране Народному фронту в 1988 году. Также характерны ёрничество, готовность к самопожертвованию, граничащее с безбашенностью. Ярославец часто лезет напролом, добивается своего, потом ходит гордый и обязательно хвастается.

- Николай Владимирович, а почему вы решили заняться изучением менталитета ярославцев?

- Меня интересует не только эта тема, а весь наш край. Ещё в седьмом классе я увлёкся историей. В нашей школе была хорошо поставлена работа по краеведению, мы сами ходили в архив, искали, исследовали. Была возможность, так сказать, «пощупать» историю. Поэтому и с выбором профессии вопросов не стояло. И жена моя тоже историк, и даже зять. Дочь ЯГПУ закончила, правда, пошла по «филологической линии». А внук ещё мал, посмотрим, что он в жизни выберет.

Смотрите также: