- Алла Александровна, большинство людей знакомо с работой следователя только по киносериалам. Насколько они соответствуют реальности?
- На самом деле про следователей, работающих в органах внутренних дел, фильмов почти нет. Из современных разве что «Глухарь», но там показывают, как следователи не должны работать. В кино грубо нарушают закон, открыто берут взятки, вымогают их, работают по делам со стороны за деньги. Такого в нашей жизни практически нет, ведь по работе следователя люди оценивают работу органов внутренних дел в целом. Хотя есть и положительные примеры - та же «Каменская» или сериал «Тайны следствия».
- Значит, постоянные погони с перестрелками - киношный вымысел?
- Следователю много приходится работать с бумагами. Каждое действие должно быть процессуально закреплено. Хотя мы, конечно, выезжаем на место преступления. В сутки приходится по 5-6 выездов. А как иначе! Следователь должен организовать работу на месте преступления, собрать первичный материал. Ещё одно отличие - кино заканчивается, когда преступник найден. В реальности задержать подозреваемого – это только полдела, нужно грамотно собрать доказательную базу и закрепить протоколами, чтобы улики были задокументированы в присутствии понятых. Иначе в суде доказательства не будут приняты во внимание, и вся работа сойдёт на нет.
- Когда вы поняли, что станете следователем?
- Ещё в школе для себя решила, что буду учиться на юридическом. Работая в милиции, поступила на юрфак ярославского университета. Видела работу изнутри, и мне она нравилась. Так что после окончания вуза не встало вопроса, где работать. И я не ошиблась с выбором. Более 30 лет в этой профессии - и ни на минуту не пожалела.
- Как начиналась ваша карьера?
- Практически сразу после окончания университета вместе с мужем уехала во Владимир. Там сначала расследовала общеуголовные дела, а потом начальство, заметив мою склонность к экономике, стало поручать расследовать преступления экономической направленности. Помню, одним из первых было дело о мошенничестве в строительной фирме. Предприятие принадлежало государству, главбух и директор договорились о хищении денег и покупали для себя мебель, а по документам проводили её как рабочую. Такие дела было интересно расследовать, хищения всегда завуалированы и доказывать их сложно. Потом мы вернулись в Ярославль. С 1994 года работаю в УВД, три года назад стала заместителем начальника следственного управления, контролирую ход расследований, занимаюсь организацией работы следственных подразделений в области, кадровым обеспечением.
- Кто он - современный следователь?
- Вопреки расхожему мнению, что это мужская профессия, у нас 68% следователей – женщины. Причина - низкая зарплата. Лейтенант получает 10-12 тысяч, а мужчинам нужно кормить семью. По этой же причине уходят и опытные следователи, проработавшие в системе по 10 - 15 лет. У нас много сотрудников до 30 лет, а каждый четвёртый работает в должности менее трёх лет (всего в области 503 следователя). Кадровый голод привёл к тому, что мы берём на работу и со средним юридическим образованием, но с условием продолжения обучения в вузе.
- Сколько дел приходится на одного сотрудника?
- 36. Это очень много. На наших следователей приходится 60% всех уголовных дел по совершённым в области преступлениям. За прошлый год мы закончили свыше 3400 дел, привлекли к уголовной ответственности более 4000 обвиняемых.
- Портрет преступника за последнее время сильно изменился?
- Я бы сказала, что преступность помолодела. Изменился и характер преступлений: очень много хищений из нефтепроводов и газопроводов, мошенничеств, правонарушений, совершённых ранее судимыми гражданами; выросло число фактов вступления в половую связь с несовершеннолетними. А вот краж из церквей и антиквариата сейчас в разы меньше.
- Говорят, чтобы раскрыть преступление, нужно везение?
- По-моему, самые важные качества, которые должны быть у следователя, – добросовестность и порядочность. Скрупулёзная отработка всех возможных версий, следов обязательно приведёт к нужному результату. Ещё нужна инициативность, без неё никуда. А везение - нет, оно не столь важно.
- У вас, наверное, нет ни выходных, ни праздников?
- Конечно, преступления же не совершаются с девяти утра и до шести вечера. Мы сутками пропадаем на работе, допоздна засиживаемся над делами, дежурим. Поэтому приходится быть готовым выехать на место преступления в любое время. Моей семье пришлось всё это пережить. Когда я дежурила сутками, муж оставался с дочерью.
- Дочь – тоже юрист?
- Она выбрала медицину, причём одну из самых сложных специальностей - врача реаниматолога-анестезиолога.
- Как отдыхаете от работы?
- Я люблю свою работу. Но когда появляется свободное время, обожаю отдыхать на даче. Свободное время отдаю семье, особенно внучке - ей четыре годика.
Смотрите также:
- Старший следователь Александр Сударкин: на опознании хоккеистов Локомотива было жутко →
- Будни уголовного розыска. Алексей Андрианов о отношении к жуликам и удаче →
- Один день с криминалистом →