- «АиФ-Ярославль»: Евгений, вас наградили орденом Мужества спустя 16 лет после представления. Как так получилось?
- Е.Б.: Я ничего не знал о награждении. Пока однажды в соцсетях меня не нашёл мой боевой друг. Он-то и рассказал, что видел моё имя в наградных листах. До этого я обращался за сведениями в военкомат, но они эту информацию не подтверждали. Тогда я направил запрос в наградной отдел Минобороны в Москву. Потом собирал свидетельские показания, что я действительно служил и участвовал в той операции. Доказал.
- «АиФ-Ярославль»: Что это была за операция?
- Е.Б.: Нам сказали, что это - зачистка обычной местности, позже узнал - лагерей Хаттаба. Мы попали в засаду, огонь со всех сторон! Впереди шёл БМП, потом мы - пехота. В какой-то момент нам пришлось отступать. У меня была рация для связи с машиной, пытался координировать её отступление, потом вызвал на помощь два танка для прикрытия и чтобы забрать раненых и погибших. Меня подстрелили в самом конце боя. Взвод почти отошёл, когда я заметил одного парня, который вдруг встал в полный рост под огнём и закричал – помутнение, видимо, нашло. Кругом стреляют. Бросился к нему… Не успел. Вспышка справа. Яркий свет. Закрыв глаза, уже не смог их открыть. Парни орали: «Жеха, ползи сюда!» На их голоса и полз на четвереньках. Боли не чувствовал, видимо, от шока.
- Что со мной? – спросил парней.
- Жив. Глаза выбило.
…Потом были госпитали. Хорошо, что парень, тот, ради которого под огонь бросился, выжил.
- «АиФ-Ярославль»: Первую чеченскую называют беспощадной. Посылали в бой зелёных мальчишек…
- Е.Б.: Мы такими и были. Я собирался служить в армии, но не думал, что попаду на войну. Меня призвали через день после совершеннолетия. Это был 1994 год. Я должен был служить в спецназе МВД, а попал в действующую армию. По каким критериям нас, мальчишек, отбирали, для меня до сих пор загадка. По многим парням было видно, что им не место в армии, они к ней не готовы. Помню, в один из вечеров мы сидели у костра и чистили автоматы. По правилам после сборки нужно было, не вставляя магазин с патронами, передёрнуть затвор и выстрелить. Одного из парней переклинило, он собрал автомат полностью и нажал курок. Пуля попала точно в лоб его другу. Таких случаев много было. Многие погибали по ошибке сослуживцев.
Эта война была бессмысленна. Сколько раз объявляли перемирие, через наши блокпосты проходили колонны чеченцев. А потом занимали более выгодные позиции, и вновь начинались бои.
- «АиФ-Ярославль»: Что ещё до сих пор неизвестно о той войне людям?
- Е.Б.: О нашем провианте. Мы были постоянно голодны. Нам выдавали по две ложки гороховой каши и иногда консервы. А хлеб?! Хлеб, который с виду выглядел аппетитно поджаренным, внутри оказывался зелёным непропечённым тестом. Мы дожаривали его на костре. Но думать об этом было некогда. Каждый день гибли наши парни. Но каждый верил, что с ним этого не случится.
- «АиФ-Ярославль»: Сейчас все заявляют о необходимости помощи военным. Вот вы воевали, получили ранение. Чем вам помогло государство?
- Е.Б.: Я срочник, не офицер. Кто обо мне помнил? Тогда за ранение была положена страховка. Я получил примерно 4 тысячи рублей. Рядом был контрактник, его страховка за ранение была в 10 раз больше. Орден мне вручили только в 2011 году. Всё, что удалось получить от государства,– это деньги, которые я отсудил. Мне предпочитали не говорить о моих правах. О том, что я могу получить страховку за тяжесть ранения, я узнал только спустя 3,5 года после демобилизации. В военкомате мне просто не стали сообщать о том, что положено, равно как и помогать в получении денег. У нас же заявительный принцип. Заявил - дали льготу, промолчал - значит, тебя всё устраивает! Я долго с ними спорил. Сначала подал в суд на Министерство обороны с требованием выплатить компенсацию морального вреда и возмещение вреда здоровью. Подобных дел на тот момент не было. Год готовил документы. И выиграл дело! Это был прецедент. Мы долго обивали пороги, прежде чем добились выплат. Дошли до заместителя министра обороны. Потом я подал второй иск - на возмещение расходов на посторонний уход. Этот суд я тоже выиграл.
- «АиФ-Ярославль»: Ваш пример помог кому-то в борьбе за свои права?
- Е.Б.: Со мной связывались ребята, которые, как и я, получили ранения во время боевых действий. Сегодня уже пятеро жителей области получают компенсации от Министерства обороны. Последний случай, когда суд встал на сторону бывшего военного, произошёл в декабре 2012-го. Я рад, что смог им помочь.
- «АиФ-Ярославль»: Сегодня молодых ребят пугают дедовщиной, матери не хотят отпускать сыновей служить. Нужна ли армия современным мальчишкам?
- Е.Б.: Нужна. Дедовщина есть, но это единичные случаи. И потом посмотрите, что происходит на улице: пьяные драки, наркотики, убийства. На гражданке не безопасней. А ещё мне всегда хочется спросить мам, которые вздыхают и не хотят отпускать сыновей в армию: вы, простите, кого растили - мужчину или зайчика? Да, некоторым подходит только альтернативная служба, но для большинства армия - способ повзрослеть.
Смотрите также:
- «Войны не будет». Ветеран Александр Каменецкий о Великой Отечественной →
- Вперёд и с песней. Владимир Чупин - о «горячих точках» и патриотизме →
- «Ярославль снова бомбят…». Дневник военного детства →