«АиФ-Ярославль» неоднократно писал о громком деле Руслана Вахапова. Молодой человек, решивший справить нужду в общественном месте, был обвинен в развратных действиях и осужден на 5,5 лет. Дома у мужчины остались мать, жена и двое сыновей, которые не верят в его виновность.
Корреспондент «АиФ-Ярославль» встретился с родственниками и соседями Руслана Вахапова и выслушал версию стороны защиты.
Начало не предвещало ничего серьезного
«Все началось в 14 сентября 2011 года, когда Руслану, проезжавшему мимо поселка Кузнечиха на служебной машине, срочно потребовалось справить нужду (у него был цистит). Был день, вокруг много народа, общественных туалетов нет. Он забежал вглубь поселка, нашел укромное место. За этим занятием его застали три девочки, которые быстро убежали. После появился местный житель, размахивающий кулаками», - рассказывает мама Руслана Вахапова Надежда Бойко.
По словам женщины, ее сын сам предложил вызвать полицию, чтобы не оставалось недомолвок. Прибывший наряд выписал акт об административном правонарушении. А через две недели Руслана вызвали в следственный комитет, сообщив, что начата проверка по факту развратных действий по отношению к несовершеннолетним. Далее была череда выездов с адвокатом на место происшествия, посещения следователя.
«Следователь предложил нам написать явку с повинной, адвокат посоветовала приготовить 200 000 рублей, тогда есть шанс отделаться условным сроком. Естественно, ничего подобного мы делать не стали, так сын невиновен. Я позвонила на линию доверия СК РФ, пообещали разобраться», - вспоминает Надежда Ивановна.
Позже ей пришли ответ по результатам проверки, в котором говорилось, что она «добросовестно ошибалась, а адвокат что-то напутала». При этом по словам Надежды, следователь был переведен в другой город. Комментариями следствия по этому поводу редакция «АиФ-Ярославль» будет располагать в ближайшие дни.
Надежда Бойко говорит, что предлагала сыну уезжать из Ярославля на родину в Краснодарский край, но он отказался, сказав, что невиновен, и бежать от работы и семьи не намерен.
24 ноября 2011 года семье Вахаповых прислали постановление об отказе возбуждения уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Но уже 26 ноября того же года возбуждено уголовное дело по эпизоду в Красных Ткачах. Там в июле 2011 года неизвестный мужчина, по версии следствия, демонстрировал детям половые органы.
«Руслана в тот момент физически не было в Красных Ткачах. Он появился в том районе вместе со своим начальником, но значительно позже происшествия. Материалы дела зарегистрированы тем числом, когда я звонила в СК», - с возмущением вспоминает женщина.
Надежда Бойко, решив, что своими силами справиться не удастся, обратилась за помощью в московский фонд «Общественный вердикт».
«Обычно фонд не берется за дела, где речь идет о доказанности вины гражданина, но по делу Вахапова было сделано исключение. Причина в том, что имеются веские основания, свидетельствующие о фактах фальсификации в материалах уголовного дела. Суд вынес частное постановление, на основании которого по факту фальсификаций было возбуждено уголовное дело, - комментирует специалист по связям с общественностью фонда «Общественный Вердикт» Илья Шатин. - Наше ощущение, что дело могло быть раздуто на волне антипедофильской кампании. Мать Вахапова, обратившаяся к нам в фонд, рассказала и о фактах коррупции в самом начале этой истории. У подозреваемого вымогали взятку в размере 200 000 рублей и явку с повинной в обмен на обещание условного срока. После отказа и обращения на «горячую линию» службы собственной безопасности следственного комитета, следователь «пообещал» Вахапову большой срок. В это время и появился эпизод с Красными Ткачами, доказательства по которому мы считаем сфальсифицированными».
Фондом был выделен адвокат, который впоследствии защищал интересы Руслана Вахапова.
«На суд шли спокойно»
10 декабря 2012 года был вынесен приговор Ярославского районного суда: по эпизоду в Красных Ткачах Руслан был оправдан с правом реабилитации, по эпизоду с Кузнечихой приговорен к 7 годам колонии строгого режима.
«Когда мы услышали приговор, земля ушла из-под ног. Мы ехали на суд в полной уверенности, что Руслана отпустят, строили планы на вторую часть дня. Но его из зала суда увезли в СИЗО», - с трудом говорит жена Руслана Юлия Вахапова.
Была подана апелляция.
«По эпизоду с Кузнечихой есть несколько моментов, которые заставляют усомниться в виновности Вахапова. Показания малолетних потерпевших, на втором допросе спустя 7 месяцев после случая, оказались более подробными, и записаны явно не языком ребенка, а следователя. Кроме того, Руслан, согласно его показаниям, сам был инициатором вызова полиции, был составлен административный протокол. Но эти материалы исчезли из уголовного дела», - комментирует Илья Шатин.
«Также 10 декабря 2012 года вынесено частное представление относительно работников СК по признакам статьи 303 ч.3 «Фальсификация доказательств по уголовному делу». А в январе 2013 года возбуждено уголовное дело по факту фальсификации, но по нему до сих пор нет обвиняемых. Руслан не имеет даже статуса свидетеля, а потерпевшими признаны несовершеннолетние девочки», - добавляет мама Руслана Вахапова.
19 февраля областной суд в кассационном порядке отменил приговор районного суда, снизив наказание за эпизод в Кузнечихе до 4 лет колонии общего режима. Оправдательный приговор по Красным Ткачам также был отменен и отправлен в районный суд на новое рассмотрение.
Новые сроки
5 июня 2013 года состоялось новое судебное заседание.
«Имея в виду, что приговор по эпизоду в Кузнечихе уже вступил в законную силу и 4 года общего режима ему уже присудили, Руслан был признан виновным и по Красным Ткачам. По совокупности за два эпизода Руслану назначили 5,5 лет колонии общего режима», - говорит Надежда Ивановна.
Вновь адвокат Вахапова подал апелляцию, и 6 августа состоялось новое судебное заседание в областном суде апелляционной инстанции. Приговор был оставлен в силе.
Как сообщили в московском фонде «Общественный вердикт», слушание дела проходило в течение 20 минут. Защите Вахапова отказали во всех заявленных ходатайствах, в том числе вызове главного свидетеля по делу.
«Государственный адвокат, ознакомившись с материалами дела, высказала мнение, что по эпизоду в Красных Ткачах вина Вахапова не доказана даже на основании сфабрикованных улик. Уголовное дело по факту фальсификации доказательств в настоящий момент возбуждено только в отношении этого эпизода. По Кузнечихе дело обстоит сложнее», - поясняет Илья Шатин.
«Будем бороться!»
Как сообщают родственники Вахапова, на суде Руслан сказал следующее: «Я свой вины никогда не признавал и не признаю. Это абсурд, потому что в это невозможно поверить. Я буду доказывать свою невиновность на любом этапе». На данный момент мужчина находится в ярославском СИЗО в Коровниках. Приговор по уголовному делу вступил в законную силу. Так как постоянная прописка у него в Краснодарском крае, родственники опасаются, что его могут этапировать туда отбывать наказание. Мама Руслана и его жена собрали справки о том, что здесь учатся его дети и работает на постоянной основе жена, Руслан написал заявление с просьбой оставить его в регионе.
«Наши адвокаты, которые вначале защищали Руслана, предупреждали меня, что это плохая статья и выжить на зоне будет очень тяжело. Низкий поклон людям, которые сейчас сидят вместе с моим сыном. Они оказались справедливее нашей глухой, слепой с обмороженными глазами фемиды. Они сразу разобрались, что Руслан не педофил. Его не избили, не «опустили». Волос с его головы не упал. Выходит, они намного порядочнее, чем следователи. Они помогают ему советом. Более того, даже работники СИЗО говорят мне, что он не похож на преступника», - говорит Надежда Бойко.
Мама Руслана, имеющая статус общественного защитника, отправила обращение на имя президента РФ, обратилась Михаилу Федотову – председателю совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и прав человека.
Также уже отправлено обращение в Европейский суд, адвокат готовит документы для Верховного суда РФ. Семья мужчины, полностью уверенная в его невиновности, сдаваться не собирается.
«Руслан твердо уверен, что его не оставит семья. Что его безгранично любит семья и дети. Он знает, что пока его мать будет дышать, она будет за него бороться. Но он больше не верит в наше правосудие, в то, что есть справедливость. Все мы не верим. Но руки опускать не намерены. На любом этапе мы готовы добиваться правды», - констатирует Надежда Ивановна.
Остались два сына
В деревни Яснищи, Ярославского района, все друг друга знают. И все жители слышали о несчастье, случившемся в семье Вахаповых.
«Я почитала статьи в газетах. Какая же у нас все-таки несправедливость, беззаконие. Я не верю, что такое вообще может быть. Я работаю в этом магазине уже 40 лет, весь народ знаю очень хорошо. Ко мне ходят каждый день, мы общаемся. С Русланом знакома очень давно, еще с того времени, как он не был женат. И знаю его исключительно с положительной стороны. Хороший, работящий, не пьющий. Не мог он такого совершить», - вздыхая, рассказывает продавщица местного магазина Татьяна Комарова.
Как говорит мама Руслана Вахапова Надежда Бойко, к ней постоянно приходят соседи, чтобы поддержать морально. Они уверены в невиновности ее сына.
Меж тем у Руслана дома осталась жена и двое сыновей, которые очень ждут, когда же их папа вернется домой. Старшему, Фариду – 11 лет, младшему, Володе – 9.
«Когда мы последний раз были на свидании в СИЗО, я поняла, что Руслан сломлен и не видит выхода из ситуации. Несмотря на это, он успокаивал меня, пытался шутить. У нас еще осталась надежда, что все наладится. Тяжелее всего морально, мы ведь с ним как одно целое. Тяжело сыновьям, но их все поддерживают, и друзья, и в школе», - говорит жена Юлия Вахапова.
Как будто услышав эти слова, пробегающий мимо крыльца мальчишка, кричит братьям: «Вы не волнуйтесь, пусть только кто-нибудь попробует про вас или вашего папку гадости сказать, мы с ребятами ему голову отвернем».
В ближайшие дни корреспондент «АиФ-Ярославль» встретится с представителем стороны обвинения. Следите за нашими публикациями.