«Храм – моё дитя». Деревенская бабушка сама построила и содержит церковь

Фото: Дмитрий Шиманский

Каждый проезжающий мимо села Артемьево, что на трассе Тутаев – Рыбинск, может увидеть маленькую церковь непередаваемого очарования. История её тоже потрясающая – храм построен на пожертвования, которые в течение восьми лет собирала жительница села Зоя Попова. А сегодня верующие рассказывают удивительные истории о необычных явлениях, происходящих в тех местах.

   
   

Разрушили красоту

Зоя Александровна рассказала, почему решила построить церковь в родных местах. С детства она помнит старинный храм Рождества Христова в соседнем селе Рождественском.

- Настолько он был красивый и на таком чудесном месте! – вспоминает бабушка Зоя. - Когда с Рыбинска едешь, видишь речку, луг и потом гору высоченную, поросшую лесом. И словно этот лес поднял храм под самое небо! Подъезжаешь – и дух захватывает.

Внутри храма Зое Александровне побывать не удалось: когда её семья приехала сюда с затопленной Мологи, там уже было зернохранилище. А потом, в 50-х годах, его полностью разрушили. Такая тоска тогда за душу взяла.

Построенная церковь в Артемьево – воплощение её многолетней мечты.

 

   
   
Зоя Попова вместе с мужем Анатолием Дмитриевичем. Фото: Дмитрий Шиманский

Самый богатый дар

Собирала деньги на строительство бабушка Зоя с 1999 по 2003 год.

- У меня бумага была от владыки, что я уполномочена собирать эти деньги. По округе ходила, всё копейками, копейками, - вздыхает она. - Самое большое - человека три дали по 200 рублей. А остальные – и по 10, и 50, некоторые – по 2 и по 1 рублю. И по 20 копеек, бывало, в лицо бросали, как собаке. И обзывали всяко…

Муж Анатолий Дмитриевич качает головой:

- Столько она слёз пролила!

Но Зоя Александровна решительно машет на него рукой.

- Чего тут про слёзы-то говорить, Бог с ним! Когда швыряли деньги – не плакала. А плакала по другому поводу. Здесь есть деревня Осташево. И вот пришла в одну семью – трое маленьких детей, бабушка старая и женщина молодая. В доме чистота и порядок, но такая нищета! Скамейки, на них фуфайки под головами - и всё. Я и говорю: мол, простите, Христа ради, я не туда зашла, пожертвование на храм собираю.

Бабушка достала тряпочку, а в ней 4 рубля 96 копеек. Представляете! 2,96 мне протянула, а 2 рубля себе оставила. Ведь отдали последнее, от чистого сердца! «Берите-берите, - говорят, - на днях будет пенсия, а у нас есть сухарики». Я как из дому вышла, так и заревела коровой. И целую неделю плакала, как вспомню про них. Это самый богатый был дар, святые деньги.

А вот состоятельные люди бабушке отказывали, как и различные организации, куда Зоя Александровна писала многочисленные прошения.

Вытолкали взашей

Ездила бабушка Зоя и в столицу, где крутятся огромные деньги и большие люди. Обивала пороги дорогих московских ресторанов, шикарных офисов, просила по храмам, монастырям. 

- В грузинском храме мне пожертвовали 300 рублей, в «Нечаянной радости» - 100 рублей батюшка дал, у него, говорит, семеро детей, сами еле перебиваются. В Свято-Даниловском монастыре, одном из самых богатых, велели написать прошение, унесли его, часа два я ждала. Потом сказали: «Ничего не жертвуем».

По всем банкам ходила, к охранникам кидалась: «Сыночки, милые, вот у меня бумага, хочу построить храм, прошу пожертвования». Вроде пропустят. Напишет прошение, поставит печать, ждёт. Но нигде ничего так и не дали. Только в одном банке пожертвовал кто-то из своего кармана 3 тысячи - наверное, верующий…

А зашла как-то в шикарное кафе, там амбалы как заорут: «Тебе чего! Иди-иди!» – схватили за шиворот и вытолкали за дверь.

Один раз попалась бабушке Зое на пути маленькая часовенка, за ней реставрировался большой храм. Зашла, батюшка говорит: «Это не моя прихожаночка! Чего вам?» Уставшая, измученная Зоя Александровна стала рассказывать. Её привели в трапезную, накормили, пока ела - 4,5 тысячи денег уже принесли. Батюшка говорит: «Ну, милая, буду искать тебе спонсора». И слово своё сдержал. Нашёл международный благотворительный фонд, за чей счёт храм практически и был построен.

Святая вода

Насобирала бабушка в общей сложности 182 тысячи рублей. А всего на храм ушло около 5 миллионов. До пенсии Зоя Александровна работала экономистом на одном из рыбинских предприятий, поэтому считать доходы и расходы, анализировать затраты, планировать умеет хорошо. Вся калькуляция у неё в голове.

- 180 тысяч сразу вложила в кирпич, успела до подорожания, - перечисляет она, - крыша обошлась в полмиллиона, забор – 490 тысяч, иконостас – 560…

И хотя открылась церковь Рождества Христова пять лет назад, средств и сил в неё до сих пор приходится вкладывать немало. Сделала бабушка за свой счёт большой сарай под дрова, туалет, крыльцо, колодец выкопали. Вода в нём такая чистая, что паломники по 200 литров в Москву увозят.

- И каждый год воду освящают, святая она у нас, - улыбается бабушка Зоя.

А тут ещё с печкой беда – разваливалась, дымила, каждый год перекладывать приходилось. Хорошо владыка Кирилл (раньше был главой Ярославской епархии, ныне - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский) помогает старикам.

- Владыка словно сын наш, а мы как его родители. Ни одного раза не было, чтобы он приезжал сюда и к нам не зашёл, - улыбается Зоя Александровна.  - Каждый год поздравляет меня с днём рождения и такие подарки дарит! В том году пожертвовал 20 тысяч, чтобы я побывала на могиле отца - он погиб в 1945 году и похоронен в Калининграде. Но я так и не съездила, а все деньги вложила в храм.

Приезжал владыка Кирилл и этим летом. Зашёл в церковь, поглядел на печку, ничего не сказал, уехал. А на второй день бабушке Зое позвонили: «Владыка Кирилл сказал, чтобы мы нашли самого лучшего печника и переложили вашу печку, затраты вас не коснутся».

Материнская молитва

В этом году Зоя Александровна справляла сразу два юбилея: своё 75-летие и изумрудную свадьбу – вот уже 55 лет, как они живут вместе с мужем Анатолием Дмитриевичем.

Их дочери тоже скоро 55, есть два внука и правнук, все они живут в городе. Но в храм приходят редко.

- Вот случилось с дочерью несчастье – тогда забегали, - вспоминает бабушка Зоя. – Стояла она у зеркала, ресницы красила, на работу собиралась. Вдруг -раз! – кровоизлияние под роговицу, и полностью ослепла.

Два месяца пролежала в больнице, чего только ни делали, ничего не помогало. Потом повезли в Ярославль к профессору, он прописал дорогие американские таблетки.

- В храм забегали и зять, и все родственники, и всем крестики купили сразу, и молиться начали. Думаю, и моя молитва хорошо помогла. И представляете – сейчас дочь на компьютере работает!

Вещи для детей

Из округи в храм никто не ходит, хотя службы почти каждый выходной и в праздники.

- Полностью отучены от церкви, - вздыхает Зоя Александровна, – разве только в Пасху придут, Радоницу и Троицу. Да ещё отпеть и покрестить. Ездят к нам из Ярославля, Рыбинска, Тутаева и москвичи.

Одна жительница столицы - Александра пять лет ездит, иногда по 12 раз в году бывает.

- Мы с ней занимаемся благотворительностью, - с гордостью рассказывает бабушка Зоя.  - Она оттуда такие вещи везет! И мы по школам, по храмам их раздаём, новые вещи я владыке отправляю, а он - в детские дома.

Нет помощников

Возраст бабушки Зои давно даёт о себе знать.

- Вот я храм построила, а теперь полностью на меня содержание положено. А сил нету уже, - вытирая устало рукой лицо, говорит бабушка  Зоя. -  Я ведь инвалид 2-й группы, у меня стенокардия, сердце не работает, и бронхиальная астма. Надо ещё делать операцию. Но мне её не вынести, так уж что Бог даст.

С мужем, который после инсульта, зятем – инвалидом, дочкой да москвичкой Александрой ходит бабушка в лес за дровами для храма, привозят, распиливают, да Зоя Александровна ещё по четыре тракторные телеги сама расколет.

Таскает воду в храм, там убирает, летом травы скосить гектар надо, зимой снег расчистить, из туалета вынести. Столько дела!

После всех служб прибраться надо, и бабушка на коленях стоит и ногтями пол отскабливает – «чтобы не повредить керамогранит, он белый, ножиком чистить никак». Поскоблила-поскоблила, голова закружилась, до скамейки доползёт. А что делать? Убирать некому. Опять идёт.

- Храм – это моё второе дитя, ночей из-за него не сплю, - признаётся бабушка Зоя.

Радуга над церковью

Церковь эта полна загадок и чудес.

- Как-то в ноябре возвращались из Ярославля с семинара рыбинские врачи, - рассказывает бабушка Зоя. - Ветер, и снег, и дождь, светопредставление! Еще не доехали, одна женщина говорит: мол, рыбинская бабушка тут храм у дороги построила. Все засмеялись: ну, и где же этот храм? И вдруг из-за дороги – раз! – и радуга храм-то и осветила. Автобус остановили, все вышли и смотрели: надо же, такое чудо – радуга!

А как-то из Ярославля привезли икону, тёмную, не видно ни образов, ничего. Заказала бабушка на неё киот. Только поставили в киот, и начала икона обновляться – засияла, заиграла, и образа все появились. На Пасху все на неё потом любовались.

Много и других чудес видели и рассказывают паломники. Хотите верьте – хотите нет.

Смотрите также: