Не бояться «дракона». Школьный педагог - о проблемах учителей и учеников

Система школьного образования продолжает развиваться. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Накануне 1 сентября выяснилось: в наших школах не хватает учителей. Это данные департамента образования мэрии Ярославля. При этом активное реформирование системы школьного образования продолжается.

   
   

Что же мешает, а что помогает в работе педагогам, мы расспросили учителя истории и обществознания Наталью Труфанову.

Приходится «гнать» программу

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Наталья Феликсовна, нередко слышим от учителей и родителей разговоры: «Советская школа была одной из лучших в мире, зачем было её разваливать?» Вы поддерживаете это мнение?

Досье
Наталья Труфанова родилась 5 июля 1963 года в Ярославле. Окончила Ярославский педагогический институт имени К.Д. Ушинского. Работает в школе №48 Ярославля учителем истории и обществознания. Награждена почётной грамотой Министерства образования и науки. Ветеран труда.
Наталья Труфанова: Советская школа, действительно, была сильной, если рассматривать её как систему в целом. Сильны были образовательные традиции, которые строились на основе классических подходов к образованию. Однако наивно думать, что советская система была лучшей в мире. Думается, что вообще так категорично нельзя декларировать ни одну систему образования, независимо от национальной или идеологической принадлежности.

Сегодня реформирование школьного образования продолжается. Приятно осознавать, что мы развиваемся. В этом движении мы осваиваем педагогические новшества. Но что интересно: чем больше осваиваем, тем чаще узнаём в «новых подходах»  идеи великих философов и педагогов далекого исторического или даже недавнего прошлого.

- Как вы оцениваете новые учебники и программы по своим предметам - истории и обществознанию?

- Программы отражают новые подходы к изучению предметов гуманитарного цикла, новые образовательные потребности общества. Учебники интересные, иллюстрированные, модернизированные по внешним признакам, содержат документальные материалы.
Однако проблема учебника истории остается прежней: авторский текст, а не исторические документы, является основой исторического образования школьников. Тексты к тому же очень сложны для восприятия детей. Вопросы и задания, которые претендуют на дифференцированную работу со школьниками, часто непонятны даже тем, кто хотел бы изучать предмет углублённо. Для большинства детей вопросы и задания нужно придумывать самому учителю.

   
   

А что уж говорить о том, когда программа и учебник вообще могут мало соответствовать друг другу! От учителя ждут, как по чеку в торговом предприятии, чёткого соответствия даты, темы, домашнего задания, да ещё и желательно оценки для каждого ученика.

Для отчётности, наверное, так и должно быть. Вот и приходится «учить» так же, для отчётности - «гнать» программу, не оборачиваясь на тех, кто не успел, делать вид, что не замечаем, когда программные темы в электронном дневнике «притаскивают за уши» совсем другие параграфы  домашнего задания и т.п.

- Насколько много сейчас литературы, действительно помогающей педагогу в подготовке к урокам?

- Сегодняшний рынок литературы многообразный, на любые педагогические потребности. Широкое поле для развития каждого учителя, помощь в методическом сопровождении. Но каждый год хочется найти ту «заветную книжицу», где есть реальные рабочие предметные программы. Но нет, от учителей  ждут творчества, чтобы во время проверки школы нас этим творчеством просто погубить. Мы, учителя, любую стандартную программу обыграем в своей работе с учениками, но хотим быть уверенными, что у нас она правильно выстроена и «дракона» не стоит бояться. И мечтаем мы каждый год об этой «заветной  книжице»…

- Раньше учителя жаловались на несоответствие устаревших программ требованиям ЕГЭ. Что-то изменилось сейчас в этом направлении?

- Учебные программы современной школы сейчас в достаточной мере соответствуют требованиям ЕГЭ в плане образовательных навыков, хотя, к сожалению, по истории в связи с переходом на линейную систему обучения есть существенные несоответствия программы по истории и заданий ЕГЭ.

Экзаменационные задания как раз и сформированы так, чтобы выявить уровень освоения  образовательных стандартов выпускниками. Другой вопрос, что формулировки заданий иногда встречаются некорректные.

«Социальная коммуна»

- Как вы относитесь к возможности перехода от бумажных учебников к электронным гаджетам?

- К планшетам на партах я отношусь так же, как к мультимедийной доске. Если это помогает образованию, значит, хорошо, надо это осваивать. Но есть и много вопросов к подобным новшествам. Не приведёт ли это к фрагментарности в знаниях, к нивелированию образовательных навыков?

- Стоит ли внедрять в систему образования новые предметы, приближающие школу к реальной жизни, такие как финансовая грамотность, предпринимательская деятельность?

- В программе по обществознанию есть темы, связанные с начальными сведениями учеников о финансовой грамотности и предпринимательской деятельности. Зачем нужны новые предметы? Чтобы усложнить школьное образование? Пусть подробности данного вида деятельности придут к выпускникам уже после школы как часть профессионального образования.

- С вашей точки зрения, учитель обязан сегодня «компьютиризироваться», общаться в социальных сетях, чтобы быть с учениками «на одной волне»?

- В информационном обществе учитель должен владеть основами компьютеризации, но, думается, достаточно было бы именно основных формальных навыков. Тотальная «компьютеризация» приводит к тому, что так называемый «портрет» или «образ» учителя уже никого не будет интересовать.

Кроме того, увлечение виртуальными конкурсами с коллекционированием множества сертификатов отнюдь не свидетельствует о профессионализме педагога, однако формальность подобных «коллекций» повышает его статус. Ради чего? Кого мы хотим ввести в заблуждение? В очередной раз отрапортовать о расширении  возможностей весьма сомнительного педагогического мастерства?

А вот общение с учениками в социальных сетях, если это помогает созданию доверительных отношений, имеет смысл. Хотя я предпочитаю оставить для себя личное пространство, не хотелось бы жить в своеобразной «социальной коммуне».

Ювелирное мастерство

- Что является основным раздражителем для учителя?

- Пожалуй, ситуация заигрывания с так называемым «запросом родителей» к образовательному процессу. Но зачем? Родители в массе своей вообще не могут ничего сформулировать! И начинают выдвигать какие-то немыслимые требования. Пытаемся играть в демократию, но родители не могут и не должны диктовать нормы обучения и воспитания, а обязаны больше доверять профессионалам.

- Сегодня, в Год добровольца, много разговоров о волонтёрстве. Поддерживают ли школьники подобные акции, или их приходится загонять на те же субботники из-под палки?

- Волонтёрство - это педагогическая ситуация. Если она грамотно создана, она даёт ожидаемые результаты. Дети и подростки искренне будут участвовать в подобных акциях. Главное, не злоупотреблять, не играть на эмоциях  детей, не разочаровывать их. А вот ощущение сопричастности и собственной значимости в общем полезном деле помогает испытать радость.

- Перед началом учебного года снова все заспорили о необходимости школьной формы. А вы как относитесь к этой проблеме?

- Деловой стиль одежды школьника должен быть. Но он разнообразен, много возможностей подчеркнуть индивидуальность, тенденции моды. Такую школьную форму я поддерживаю. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, он должен сам себе нравиться в этой одежде, у школьника должен воспитываться вкус, понимание стиля, уместности разных видов одежды в определённых жизненных ситуациях. Это тоже воспитание и саморазвитие.

- Если школьник плохо учится - чья здесь главная вина? Обычно говорят - учителя.

- Когда ребёнок плохо учится, это всегда проблемы, прежде всего, самого ученика, его семьи. Отсутствие или неразвитость познавательных интересов, учебных навыков, неумение организации собственной жизни, семейные неурядицы, личностные несоответствия, здоровье. Когда обвиняют в плохой успеваемости учителя - это способ ближайшего окружения ребёнка уйти от проблемы. Это путь в никуда, усугубление ситуации неуспеваемости. Конечно, учитель может стимулировать ученика становиться более успешным, но только при благоприятном стечении обстоятельств, когда у него нет серьёзных проблем, которые я перечислила. И, самое главное, ребёнок должен быть жизнерадостным. Отсутствие жизнерадостности может быть самой большой проблемой плохой успеваемости.

- Какой учитель вдохновляет на учебу своих учеников? Каким он должен быть, чтобы зажечь детей?

- Учителя должны быть разные, потому что все мы, прежде всего, личности. Есть собирательный образ учителя, но так многое в этом образе хотелось бы изменить. Позитивными качествами учителя должны быть умения результативно организовать образование и уважать свои жизненные  ценности. Профессионализм и возможность развития личностного мироощущения станут привлекательными и для окружающих нас учеников.

Я поддерживаю  педагогическое мнение о том, что ребёнок - это драгоценный камень, требующий огранки. Увидеть эту «драгоценность», эту сущность и помочь «заиграть», «засверкать». Быть Учителем - ювелирное мастерство!

Смотрите также: