Примерное время чтения: 8 минут
870

Учёба без двоек. С каким настроением дети и учителя встречают 1 сентября

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты - Ярославль 31/08/2016
С 1 сентября начинаются тяжёлые дни как для школьников, так и для учителей.
С 1 сентября начинаются тяжёлые дни как для школьников, так и для учителей. / фото Александра Фирсова / АиФ

Первое сентября - День знаний - официально считается главным праздником для всех школьников и их учителей. Однако у многих детей он ассоциируется с неволей, занудными обязанностями и скукой. Да и у преподавателей не радостные, а озабоченные лица.

Куда исчезло очарование «волшебной страны знаний», мы расспросили учителя русского языка и литературы Марину Левину.

Преданность профессии

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Марина Георгиевна, можно ли сегодня говорить о кризисе системы школьного образования?

Досье
Марина Левина родилась в Иркутской области. Окончила филологический факультет Иркутского государственного университета им. А.А. Жданова по специальности преподаватель-филолог. Преподаёт русский язык и литературу в ярославской школе №48. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки (2005 г.), премией мэра Ярославля (2009 г.), победитель 2-го этапа городского конкурса «Человек труда» (2016 г.).
Марина Левина: Можно. Но работающие учителя стараются об этом не думать или не имеют для этого времени. В противном случае будет невозможно работать вообще, настолько в школе всё непросто.

- Существует ли сегодня в школах проблема кадров?

- Существует. Трудно найти квалифицированного учителя, о приёме которого на работу не придётся жалеть. Но, с другой стороны, очень много молодых учителей, особенно в начальной школе. Так что педагогический состав обновляется и школа продолжает жить, несмотря ни на что. Время, когда педагоги массово уходили из школы, прошло. Сейчас эта работа обещает стабильный заработок, хотя и небольшой. Кроме того, в школу идут в большинстве своём люди, преданные профессии, определённого склада характера, определённых жизненных потребностей, любящие детей. Таких среди нас, поверьте, немало.

- Что ожидают молодые учителя?

- Молодёжь хочет благополучия, хочет жить в соответствии с уровнем жизни представителей других профессий. Человек должен получать такое количество денег, которое позволяет ему жить с достоинством. Молодёжь, и не только она, хочет, чтобы не было ненужных придирок. Требования по учебным программам, количество других документов для отчётов - это внепедагогическая нагрузка учителей. Программы - это способ нас контролировать, причём этот инструмент контроля вынуждены создавать мы сами. Так, видимо, кому-то очень удобно. Проверяющим ведь всегда легко найти, за что учителя потыкать носом. Самому же учителю написанная им в муках программа нужна для работы только одной десятой её частью.

«Награды» словесников

- Что ещё мешает работе? Кому сложнее преподавать?

- Учителю русского языка и литературы, конечно, в школе труднее всех. Причин этому несколько. Во-первых, необходимость проверки тетрадей. На неё тратится две трети рабочего времени учителя при подготовке к уроку.

Во-вторых, чтение текстов по литературе (особенно в старших классах), которые нужно знать детально, поэтому учителю всё нужно постоянно перечитывать. Это опять время.

К слову, о списках для чтения. Хотелось бы, чтобы авторы «Концепции филологического образования» и авторы новой «Программы по литературе» нашли общий язык и наконец составили бы единый и удобоваримый список для чтения по литературе в школе. Если уж мы живём в одной стране и сдаём единый экзамен, то давайте договоримся о единых требованиях и к чтению. Включим в него в средних классах по-настоящему детские произведения из советской классики, современные, соответствующие возрасту и интересные здесь и сейчас. Надежда на внеклассное чтение невелика: уроков-то мало, чтобы сделать всё необходимое ещё и помимо программы. А в старших классах, особенно в 9-м и 11-м, успеть прочитать и изучить всё, что рекомендует программа, по физическим законам времени просто невозможно.

Третья проблема, перед которой стоит учитель-словесник, - это постоянная ответственность за результат единого экзамена. Экзамен по нашему предмету (русский язык) обязательный для всех в 9-м и 11-м классах. Кроме того, непременно найдётся несколько человек, которым нужна литература.

А с 2015 года нам добавили ещё один обязательный для всех выпускников экзамен - сочинение по литературе, который хитро назвали допуском к экзаменам, но что с ним делать и для чего он нужен на практике, никто сказать не может. К сочинению нужно сначала подготовить, затем его нужно проверить. Так нам достались два обязательных экзамена и один по выбору. Согласитесь, никто из других предметников такой ответственностью и нагрузкой больше не «награждён». И некому, разумеется, подумать, о какой-то компенсации за эту ответственность и за этот нелимитированный труд хотя бы в виде снижения количества часов на ставку. Вопрос, конечно, меркантильный, и я ни разу не слышала, чтобы он как-то отчётливо прозвучал в сообществе учителей-словесников. Неудобно, неловко.

Работа на выживание

- Выросла ли, наконец, зарплата ярославского учителя до средней по уровню в регионе, которая превысила сегодня 29 тысяч?

- Чтобы получить упомянутые вами 29 тысяч, нужно иметь 30 лет стажа, высшую категорию и почти две ставки учебной нагрузки. Для учителя-словесника - это работа на выживание.

- Как вы отнеслись к совету властей зарабатывать учителям деньги в бизнесе?

- Он кажется мне абсурдным. Либо бизнес, либо педагогика. Если бизнесом называть репетиторство, то это наша мелкая спекуляция на проблемах общества, которая строится на несоответствии уровня школы и уровня вуза. Бизнес «по-взрослому» сейчас доступен тому, кто бесконечно переиздаёт свой учебник, не меняя в нём ничего по существу.

- Почему, чтобы ребёнок поступил в вуз, родителям приходится нанимать репетиторов?

- Репетиторство - вещь не новая. Просто сейчас оно приобрело массовый характер и имеет иные причины: родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок успешно сдал ЕГЭ и поступил в вуз. Здесь нужно, я думаю, говорить о несоответствии заданий, заложенных в ЕГЭ, и того, что предлагает учебная программа. Так, уроки русского языка в 10-м и 11-м классах - это сплошное «репетиторство», иначе говоря, натаскивание на экзамен.

- Почему дети зачастую выпускаются из школы полуграмотными?

- С тех пор как я более 30 лет назад пришла в школу, всё время речь ведётся о её реформировании. Но чего-то явно положительного так и не произошло. Боюсь показаться консервативной, но думаю, что в начальную школу необходимо, например, вернуть арифметику и чистописание. Серьёзно подойти к ведению в средней и старшей школе таких предметов, как музыка, изобразительное искусство, хореография, этика и др. Мы не развиваем эстетического вкуса, чувство прекрасного в детях, а сами они тем не менее в этом нуждаются.

Кроме того, мы вынуждены работать по усложнённым программам, по неинтересно и неталантливо написанным учебникам. Нужно учитывать разность интеллекта детей и их разный интерес к познанию. Поэтому предлагать вариативные формы получения основного общего образования, не вытягивая за уши всех подряд в 9-м классе. А то сначала попустительствуем лени некоторых неучей, под страшным давлением администрации (на неё, в свою очередь, давит власть сверху) не ставим никому неудовлетворительных оценок, а потом хватаемся за голову на экзаменах, придумывая способы, как «помочь» детям не провалить экзамен и получить аттестат.

Остаётся непонятным: что всё-таки нужно государству? Какой заказ оно даёт школе? Выучить сознательных, грамотных юных граждан или выпустить из школы безграмотных, беспринципных хитрецов, понимающих, что в их положительной оценке, прежде всего, заинтересован учитель, поэтому «париться» даже на экзамене не обязательно?

У нас уже давно не пятибалльная, а трёхбалльная шкала оценки учебных знаний: «пятёрка», «четвёрка», «тройка». Права ставить неудовлетворительную отметку у учителя нет.

Я не за то, чтобы усилить давление на ученика, и без того страдающего от перегрузок. Я говорю об ответственности каждого за свой труд: как учителя, так и ученика.

Принимать меры по исправлению положения нужно, конечно, на самом высоком уровне. Только при этом было бы хорошо, если бы власти предержащие прониклись реальными проблемами школы, а не добавляли бы ей дополнительных.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах