Алла Смирнова, «АиФ-Ярославль»: Антонина Вячеславовна, много ли лесов в Ярославской области находится в критическом состоянии?
- Каковы, на ваш взгляд, причины массовой вырубки лесов?
- Это в первую очередь вопрос финансов - люди таким способом обогащаются. Деньги реальные, а привлечь к ответственности крайне проблематично. Схема проста - чаще всего вырубают гораздо больше, чем положено по документам. Некоторые ведут вырубки вообще без разрешения. Также распространена система, когда под видом рубки ухода вместо слабых больных деревьев вырубаются сильные и крепкие. Воровство леса происходит на разных уровнях – от местных жителей, которые незаметно спиливают по паре-тройке деревьев, до вырубок в промышленных масштабах.
Наметившаяся тенденция меня, признаюсь, удручает: у людей выработалась позиция временщика – я возьму здесь и сейчас то, что нужно, не заботясь о будущем, о последствиях. Пусть потом будет скверно, но я-то уже успею полученные деньги за границу перевезти, детей туда учиться отправить, да и сам здесь надолго задерживаться не собираюсь.
- Тогда, может, лучше вообще запретить вырубки?
- Вряд ли это возможно. Просто рубить лес надо с умом. Необходима рекультивация вырубленных участков - первую очередь уборка отходов (ветви, верхушки деревьев, поваленный подлесок и т.п.) и посадка молодых деревьев на месте вырубки. На сегодняшний день при вырубке деловую часть древесины (стволы) увозят, а всё остальное зачастую бросают на месте. Это чревато тем, что через пару десятков лет бывшая делянка превратится в непроходимый участок сорного леса. Поваленные ветви будут мешать росту новых деревьев. Со временем отходы древесины начнут разлагаться. Продукты гниения создадут благоприятную среду для развития лесных паразитов (короедов и прочих). Насекомые-вредители уничтожают деревья не только на проблемных вырубках, но и распространяются дальше, нанося непоправимый ущерб лесному хозяйству.
На месте вырубок, конечно, вновь вырастут деревья, но это будут уже не те благородные породы, а ольха, ива, осина. Как вы думаете, что ценнее: сосновый бор или поросль ивняка вперемежку с ольхой?
Кстати, именно участки сорного леса так любят энцефалитные клещи. Они там быстро и успешно размножаются, отлично себя чувствуют и ждут нас в гости…
Кроме того, вскоре можно будет забыть о походах в лес за грибами и ягодами. Брусника, черника не будут расти в осиннике. Для этих ягод необходимы сообщества хвойных деревьев. Грибы тоже склонны селиться с определёнными деревьями, не зря же их называют подосиновик, подберёзовик. А если у нас будут расти только ольха да ива, о вкусных съедобных грибах можно забыть, в лучшем случае будут свинушки и поганки.
Ситуация скажется и на животных. В Некоузском районе был случай в заказнике. Там начались вырубки, естественно, руководство района сделало запрос. Ответ был удивительный! В нём значилось, что рубят лес, а животных-то не трогают! Это всё равно, что в аквариуме воду осушить и сказать, что к рыбе не прикоснулись, пусть дальше в аквариуме живёт.
- Есть ли решение проблемы?
Помимо этого стоит задуматься о создании национальных парков. Эта практика широко применяется за рубежом, отлично себя зарекомендовала. Национальные парки позволяют сохранить видовой состав животных и растений и в то же время не ущемляют обычных людей в их праве насладиться всеми прелестями общения с природой.
Нам надо стать настоящими хозяевами, а не потребителями. Хороший хозяин понимает, что если он где-то взял, то должен куда-то добавить, тогда ресурс не будет исчерпываться. Но не все люди у нас о будущем заботятся. А оно не за горами, и если не начать исправлять ситуацию уже сейчас, ничем хорошим это не закончится.
Смотрите также:
- Диагноз - усталость. Политолог Александр Соколов рассказал о социальных болезнях ярославцев →
- Ходим по «золоту». Ярославская туристическая отрасль просит о помощи →
- «Чемодан без ручки». В ярославской культурной среде назрел кризис →