Примерное время чтения: 8 минут
910

«Чемодан без ручки». В ярославской культурной среде назрел кризис

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и Факты - Ярославль 28/01/2015
Наша культура - как чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело.
Наша культура - как чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело. / Мария Федорова / АиФ

Финансовые и экономические потрясения последнего времени, резко изменившие общественную жизнь, несомненно, повлияли и на кризис культурной среды. Так, во многих ярославских СМИ (как, впрочем, и в российских в целом) даже исчезла рубрика «Культура», трансформировавшись в примитивный «Досуг». О причинах отчуждения людей от высокого и прекрасного мы попросили рассказать Юрия Спиридонова, редактора ярославского интернет-портала «Культурная эволюция».

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Юрий Владимирович, какие, по вашему мнению, наиболее «злые» проблемы культуры в ярославском обществе?

Досье
Юрий Спиридонов родился 5 июня 1955 года в г. Капустин Яр Астраханской области. Окончил Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина в Москве по специальности «режиссура». Руководил различными театральными коллективами, в том числе театром-студией «Балаган». Сейчас редактор интернет-портала «Культурная эволюция».
Юрий Спиридонов: Сегодня тревожит в первую очередь тенденция сведения культуры к сфере обслуживания. Это идёт в значительной степени от властей. Нам просто говорят: вот это нерентабельно, мы это сейчас закроем, а вы выживайте, как хотите. А как? Рекламировать сауны вперемежку со средствами от перхоти?

Тот  запас прочности, который сохранялся с советских времён, сейчас утратился, износился, а на смену ничего нового не пришло. И потери у нас очень серьёзные – это может быть и какой-нибудь памятник архитектуры, и целый культурный пласт.

Допустим, взять то, что я хорошо знаю, – любительский театр. В своё время я руководил театром-студией «Балаган». В 70 - 80-е годы в Ярославской области были по-настоящему мощные театральные коллективы, достаточно высокого исполнительского уровня, не самодеятельность от бедности. Они ставили и решали серьёзные художественные задачи, их спектакли гремели на весь Ярославль или область.

Во Дворце пионеров поставили «Ромео и Джульетту» - в городе стон! Появился театр «Чёрный кот» - публика повалила! Театр советской поэзии - полные залы! Всё это стало именно культурными событиями в жизни горожан, а не «семейной радостью», как я их называю.

Следующее десятилетие - провал в культуре, просто мрак. У меня приятельница–однокурсница руководит театром в Риге, как-то мне написала: посмотри, мол, в Ярославле какой-нибудь молодёжный коллектив, сделаем обмен. Дорого снимать зал, гостиницу, а здесь – приедут ребята, поживут в семьях, сыграют несколько спектаклей. Так вот я не смог найти таких в нашем городе!

Сегодня снова стали потихоньку появляться любительские театры, в том числе и школьные, фестиваль уличных театров прозвучал уже во второй раз. Но всё-таки такого уровня, как был раньше, нет. Нам столько надо навёрстывать! Из того, что уже имели, но потеряли.

- Значит, какое-то оптимистическое движение всё же наблюдается?

- Несомненно, но часто это движение идёт лишь от личной частной инициативы. Вот возьмите Юлю Кривцову, её фестивали «Архитектура движения», «Текстиль» и другие инициативы. Или Женю Коновалова – его клуб «Бродячая собака», объединение, в котором о литературе, о каких-то ярославских культурных событиях узнаёшь больше, чем от Союзов писателей, которых у нас целых два. Художник Игорь Сакуров проводит в галерее свои мастер-классы. Увеличилось количество художественных выставок, появились самые разные места притяжения культуры.

На тот же «Текстиль» приходят не какие-то креативные мальчики и девочки, а мамы с детьми и местные пенсионеры. По сути то, чем занимается Юля, - современное искусство, организация современной городской среды, достаточно продвинутое движение. А Перекоп - район специфический, со своей исторически сложившейся слободской психологией. И если отзываются местные жители, если принимают, включаются – это дорогого стоит.

Такие инициации радуют, не хватает только, чтобы всё это находило отклик «сверху». Управления, департаменты проводят какие-то мероприятия, но по большому счёту они как были аутичными структурами, замкнутыми на себя, так и остались. Ни живого обсуждения, ни решения проблем – с той же самой городской застройкой, историческими памятниками, культурными инновациями… Власть не слышит и не видит того, что происходит «снизу». Однако далеко не у всех хватит сил тащить всё на своих плечах - это огромный труд и большие деньги, а спонсоров найти в наше время непросто.

- Но ведь есть система грантов…

- Та же самая Юлия недавно подала заявку на грант. Не получила. А кто получил? Ветеранские организации в связи с 70-летием Победы, центры патриотического воспитания, общество «Знание»… Да, это всё нужно, я понимаю. Но все они по большому счёту казённо-статусные. И я сразу вспоминаю прошлое. Поскольку я работал в клубной системе, мне периодически надо было сидеть в жюри на всяких смотрах самодеятельности. Так я до начала, ещё не видя программки, мог сказать, как всё пройдёт: начнётся с «Партия – наш рулевой», закончится «Хлеб – всему голова». Или наоборот.
Сейчас другие схемы, но всё равно схемы! Вырваться из этой схематичности не получается.

- В официальной культуре тоже происходят интересные события. Как вам, к примеру, постановки последних лет Волковского  театра?

- Ещё лет 10 назад я на Волковском поставил крест. Ну, скучный был театр, из времени выпавший. Общая атмосфера, общий тренд были тусклыми. Притом что замечательные актёры, я работал в Волковском, хорошо знаю многих из них.

Сегодня какие-то вещи они делают очень интересно. Хотя некоторые спектакли могут вызывать отторжение, возмущение, скандал – но это прекрасно! Пусть ошибаются, что-то не получилось, что-то получилось не так, как мы хотели. Ну, ребята, извините: театр стал разный, споры появились – значит, он живой! И на «Золотой маске» прописался, по-моему, достаточно основательно.

Изменился и Волковский фестиваль. Вначале приезжали те спектакли, какие просто удавалось собрать. Сейчас, только посмотришь на афишу, уже «слюнки текут» – действительно, фестивального уровня! Хотя такие постановки опять-таки не могут нравиться всем – это эксперимент, лаборатория, попытка какого-то прорыва.

- Как вы считаете, много или мало у нас в области театров?

- Конечно, мало. Надо воспитывать людей, проводить фестивали, приглашать коллективы. Скажу в некотором смысле вещь крамольную: даже плохой театр очень нужен, как ни странно. Всё, что мертво, все равно отомрёт. Но должна быть почва, какая-то культурная среда, атмосфера. «Из какого сора растут стихи, не ведая стыда» – относится не только к стихам, а ко всей культуре. И непонятно, где вдруг произойдёт это рождение. Настоящее рождается везде, и очень важно это видеть и этому помогать. И тому новому, что ещё только пробивается. Ярославль пока не стал театральным городом.

- Почему для большинства подростков спектакль в театре или концерт в филармонии – страшная скука?

- Это следствие того, о чём мы говорили вначале. Ну, невозможно, чтобы человек, скажем, приехал из тувинского стойбища, попал на концерт Шнитке и ему это понравилось. Этот путь надо начинать с детства. Надо создавать среду, если хотите, насаждать её, искать разные формы. Это должна быть государственная политика. Когда всё делается по старому шаблону, то даёт отрицательный результат, возникает аллергия. Поэтому мы потеряли уже несколько поколений.

- К чему наше общество в итоге в ближайшее время придёт, на ваш взгляд?

- Не хочу быть Кассандрой, предрекающей бедствия и несчастья. Лучше быть оптимистом, но это очень трудно. Городу необходимо менять приоритеты. Мы слишком богатые, от этого такие ленивые. Церкви не могут быть единственной культурной составляющей города. Главное, чего у нас сейчас нет, - понимания перспективы. Я не знаю, в какую сторону развивается Ярославия.

Вот, к примеру, перекопские корпуса – как чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести тяжело. Ведь эти корпуса расселили не вчера, а четверть века назад. За это время никто не подумал – а что дальше? Я понимаю: были 90-е, кризис, безвременье и т. д. Но надо когда-то начинать! И это в первую очередь задача департаментов и управлений. Никто не посоветовался с экспертной средой, вопрос не стал фактом обсуждения людей в городе.

Без этого - только деградация. Так и будет этот «чемодан» болтаться «без ручки». А к нему прибавятся ещё другие «чемоданы».

Очень надеюсь, что всё изменится. Люди устали от чернухи, кризисов, неустроенности, меркантильности. Хочется чего-то для души, какого-то творческого выплеска. Запрос в обществе есть, его надо только поддержать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах