Спрятаться в секту. Почему ярославцы становятся иеговистами или опричниками

В наследство от советского строя нам досталось неверие. Сегодня люди ищут выход из духовного тупика, и иногда этот выход – приход в секту. Какие секты существуют на территории Ярославской области и насколько актуальна сейчас проблема вовлечения в них, мы попросили рассказать кандидата психологических наук, доцента Ирэну Калинкину, которая вместе со студентами проводила исследования на эту тему в течение нескольких лет.    
   

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Ирэна Владимировна, много ли религиозных организаций существует на территории Ярославской области?

Ирэна Калинкина: На сегодняшний день на территории Ярославской области зарегистрировано 346 религиозных организаций, из них 281 - это приходы и монастыри православной церкви. В нашей области также действуют иудейская и мусульманская церкви. Кроме этого, есть целый ряд сравнительно небольших религиозных организаций, и разобраться в них неискушённым людям бывает довольно трудно.

Досье
Ирэна Калинкина родилась в г. Юрьевец в 1959 г. Окончила филологический факультет Ивановского государственного университета. Кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии факультета социального управления ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
- Чем они отличаются?

- Возьмём, к примеру, «Свидетелей Иеговы». В Ярославской области зарегистрировано четыре организации иеговистов. Её члены ведут активную вербовку в свои ряды, ходят по домам. Их излюбленные места в Ярославле - район «пятерки» и проспект Ленина. Они по-новому трактуют Ветхий Завет и Библию. В их постулатах есть масса ограничений, которые разрушают личность, угрожают её здоровью. Так, у иеговистов запрещено переливание крови. В Москве случился инцидент, когда родители тяжелобольного мальчика, которому требовалось срочное переливание крови, исповедовавшие эту веру, запретили врачам переливать кровь, из-за чего ребёнок вскоре умер. После этого один из районных судов Москвы запретил данную организацию. Во многих европейских странах иеговисты давно уже под запретом. У нас благодаря праву на свободу вероисповедания они не подвергаются гонениям, их никто не преследует и не запрещает исповедовать свою веру.

Среди религиозных организаций различают и нетрадиционные для России, к примеру, кришнаитов. В Индии их преследуют, у нас эта организация разрешена. В Ярославле кришнаитов немного - около 20 человек, ведут себя довольно миролюбиво. Массовые акции кришнаитов проходят всего два раза в год во время их религиозных праздников, таких, как праздник Колесницы: они раздают свою литературу и сладости.

- Какие секты действуют у нас нелегально?

   
   

- Из незарегистрированных религиозных объединений на территории Ярославской области существуют «Опричное братство», сайентологическая церковь, местная религиозная организация «Езидство».
«Опричное братство», к примеру, - мелкая секта, обосновавшаяся в деревне Кощеево Любимского района. Эти довольно странные люди называют себя опричниками и выглядят необычно - длинные бороды и одежды, словно и впрямь явились из прошлого. А сошлись они на верности Ивану Грозному!

Опричники, в рядах которых числятся 17 человек - 7 мужчин, остальные женщины и дети, предпочитают патриархальный образ жизни. Они отвергают телевидение и радио, считая, что всё это от лукавого. В деревне, где живут местные опричники, нет электричества, радио и телевидения.

Их духовным лидером является Андрей Щедрин, который прописан в Москве. Представители «Опричного братства» считают, что во всех бедах на земле виноваты евреи. Их дети ходят в школу за 5 километров в село Кинтаново. Со слов учителей, эти дети вполне адекватные, учатся нормально. Взрослые ходят в сельский магазин за покупками, но с местным населением не контактируют. К счастью, никакой опасности эти люди для окружающих не представляют, если не считать того, как сильно они отстали от жизни.

- Говорят, что в секты попадают исключительно невежественные люди. Однако у меня есть подруга-учительница, которая очень тяжело переживала развод с мужем, и именно в секте ей помогли выбраться из жутчайшей депрессии. Через два года подруга оттуда ушла, потому что всё успокоилось и началась другая жизнь. Как вы прокомментируете такие случаи?

- Доказано, что в сектантские организации попадают те люди,  которые более чувствительны к несправедливости общества или государства. Таким людям вовремя не оказали поддержку, и поэтому они чувствуют разочарование и обиду.

Вообще, в настоящее время сложилось весьма противоречивое отношение к сектантским движениям. С одной стороны, эти организации помогают людям найти своё предназначение, избавиться от алкоголизма, наркомании. С другой - существует множество фактов и свидетельств о применении насилия, вымогательства, зомбирования людей. Так, представители сайентологической церкви, которые появились в Ярославле в 2006 году, работали среди людей с невысоким уровнем образования и пожилых. Эта организация работала под видом общественной, просветительской: проповедовала духовное здоровье, вела борьбу с алкоголизмом, наркоманией. На самом же деле анализ книг, буклетов и видеофильмов, представленных сайентологами, показал, что представители этого объединения пользовались псевдонаучными методами и использовали приемы манипуляции общественным сознанием, сходные с приёмами сетевого маркетинга, например, такого, как «Гербалайф». Во многих странах мира церковь сайентологии запрещена.

- Всё чаще к ярославцам на улице подходят продавцы-сектанты. Или даже стучатся в квартиры. Многих это пугает или раздражает, а вас?

- Действительно, ко мне тоже неоднократно подходили люди с разговорами о Боге или спасении души. Сначала я старалась уклониться от них, вежливо отказывалась. А потом стала больше интересоваться и этими людьми, и их религией. Естественно, к этому подталкивал и профессиональный интерес: религиозных конфликтов в нашем обществе вполне достаточно.

С чисто филологической точки зрения можно сказать, что слово «секта» покрылось непробиваемым отрицательным смыслом. А ведь оно обозначает, что что-либо «отсечено», «отделено».

Процесс естественного развития любого общества,  социальной группы, организации строится именно по этому принципу - что-то отсекается, отделяется, перераспределяется. Ровно это происходит и с церковью, причём с любой: в ней появляются иные течения, движения, объединения. До определённой степени - это заказ самого общества, которому нужно решать свои духовные проблемы, находить решения морально-нравственных коллизий.

То, что нужно людям, обществу, останется и приживётся, то, что ему чуждо и враждебно - уйдёт из жизни. Подтверждением этому является процесс, когда в начале перестройки в Россию хлынул обильный поток религиозных миссионеров, причем пришли они не с пустыми руками, а с подарками, книгами, методическими рекомендациями... И где они сейчас? Почти никого не осталось!

По-моему, секта - это просто отжившая страшилка, которая ещё пока кому-то нужна, но уже не страшна.

И ещё: чем больше в обществе позитивных, уверенных в своем будущем людей, тем меньше вероятность, что им захочется спрятаться в какую-нибудь секту.

Смотрите также: