Ходим по «золоту». Ярославская туристическая отрасль просит о помощи

Церковь Ильи Пророка - визитная карточка Ярославля. © / www.russianlook.com

Развитие туризма в Ярославской области идёт, мягко говоря, со скрипом. А ведь эта отрасль может приносить значительную прибыль, за счёт которой будет пополняться наш бюджет. Почему во всём мире так и происходит, а у нас нет? Делом всей жизни заслуженного работника культуры РФ Елены Анкудиновой было создание и развитие музеев, и она знает, как привнести ценности прошлого в настоящее.    
   

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Елена Андреевна, как вы оцениваете туристическую привлекательность Ярославской области? И что сдерживает развитие туризма в регионе?

Досье
Елена Анкудинова родилась в городе Советская Гавань Хабаровского края. В 1978 году окончила исторический факультет ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. С 2001 по 2010 г. - директор Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. До последнего времени работала генеральным директором ИКК «Вятское». Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат Государственной премии РФ в области культуры и искусства.
Елена Анкудинова: Туристическая привлекательность нашего региона - «чумовая»! Я не знаю другого такого региона в стране, который был бы настолько ярким во всех отношениях. Скажу только одно: из восьми городов «Золотого кольца России» четыре находятся на территории Ярославской области. Половина! Но, к сожалению, потенциал нашего региона почти не раскрыт.

Туризм у нас развивается не благодаря государственной помощи, а вопреки. Это не критика, а простая констатация факта. Я сейчас не вижу ни одной государственной более-менее серьёзной программы, которая бы прозвучала на страну и поработала бы на имидж Ярославля. В основном это только частная инициатива. Бизнесменам просто надоело ходить по «золоту», смотреть, как бездарно тратится этот могучий ресурс Ярославской области.

Не хватает не только финансовых ресурсов, но и профессиональных. Сколько себя помню, к туризму ярославская администрация, наши чиновники всегда относились и относятся как к овце, которую надо стричь, но на которой они не дают вырастить ни одного миллиметра шерсти. Сбривают, как только первая щетинка появилась. Вместо того чтобы дать возможность туристской отрасли развиваться, заложить какие-то проекты, программы, дать на это деньги. Любое начинание погибает в ворохе бесконечных бумаг и чиновничьих коридорах, уходит в пыль!

Иногда так и хочется сказать: ребята, уж ладно, не можете помочь, так хоть не мешайте. Я знаю потенциал многих наших туристических фирм, но руки могут опуститься у кого угодно.

Туристических теплоходов в этом сезоне в Ярославле катастрофически мало. Фото: АиФ / Вера Мартынова

- В каком состоянии, по вашему мнению, у нас туризм на сегодня?

   
   

- Практически он находится в зачаточном состоянии в сравнении с его возможностями. Можно спрятать голову под крыло и сказать, что так много всего делается. Конечно, делается, но основной картины это не меняет. Потому в наших же интересах не делать вид, что у нас всё хорошо. Взять нынешний сезон - он вообще провальный! Удары были с двух сторон такой силы! Первый - обмелела Волга, четырёхпалубники не проходят, и теплоходные группы едут из Углича в Ярославль на автобусах. Посмотрите сегодня - Волга пустая, а ведь это самый пик туристического сезона. Второй - политические катаклизмы. Ведь туризм реагирует на всё происходящее, это очень нежный организм, и госучреждения туризма других стран сразу рекомендуют людям не ездить туда, где есть хоть малейшие проблемы.

Вместе с тем, если этот сезон по инерции как-то проскочил, то в следующем, я думаю, будет полный кризис туризма. Очень ощутимый удар нанесли многочисленные банкротства российских турфирм. Уже в это время обычно делаются заявки и выкупаются туры на теплоходах на следующий год. Посмотрим, но подозреваю, что покупки будут мизерными! Японцы не поедут, европейцы тоже, это будут практически пустые теплоходы. Ну, наши группы могут, но, вы меня простите, тур на теплоходе - безумно дорогой. Для россиян дешевле, причём значительно, отдохнуть в Турции или Египте.

Я знаю, что в этом году в ярославских музеях недоборы идут в сотни групп и не хватает десятков тысяч туристов. И если раньше не больно-то рос туристский поток, хотя мы отчитывались, что это не так, то сейчас он просто рухнул. 

Перспективы, конечно, безрадостные. Всем, работающим в сфере туризма, в первую очередь властям Ярославля, который позиционируется как крупный туристский центр, нужно уже серьёзно встревожиться и принимать какие-то меры.

- А как «себя чувствуют» ярославские музеи?

- Такое впечатление, что наше государство живёт одним днём и одним моментом. Ему неинтересно это богатство. На уровне федерации оно сейчас полностью открестилось от областных музеев, а в области денег нет, и в связи с политическими событиями всё финансирование на следующий год ещё и урезают на 10%.

А ведь музеи - институты вечности. В них государство хранит свою генетическую память. Это мощные культурные банки. Причём дивиденды, которые даёт любой музей, даже самый маленький краеведческий музеишко, не сравнятся ни с какими банками. Потому что иногда эти дивиденды - 200, 300 и 1000%.

Например, музейщики изучают какую-то смешную, казалось бы, непонятную бумажку, а потом выясняется, что она уникальная, и цена её вырастает в тысячи раз. Или отреставрированная икона - была тёмная, чёрная, а выясняется, что она времен Дионисия, начала 16 века. Представляете, сколько стоит эта икона?! Каждый музей ежегодно открывает море интереснейших фактов, и самое главное - те предметы, которые хранятся в музеях, с годами становятся всё дороже.

А ярославские музеи - одни из богатейших и интереснейших в России. У нас изумительный художественный музей с его чудесными коллекциями, которые хоть и провинциальные, но очень высокого уровня. Великолепный Рыбинский музей, который долгое время был под спудом в силу закрытости города.

Ярославский музей-заповедник - один из крупнейших музеев страны, где, например, фонд редкой книги - самый большой в России. Угличский музей, Переславский, Ростовский - один интереснее другого. Это я только государственные перечислила. Ещё есть частные, маленькие, но они тоже создают неповторимую ауру, музейный бум. Я знаю ещё только один город, в котором, как у нас, есть набережная музеев, - Франкфурт-на-Майне. Пройдите по Волжской набережной - и вы посетите практически все музеи Ярославля.

И отношение к развитию музеев, как к второстепенному фактору, у нас ещё очень и очень аукнется. И с экономической точки зрения, и с социальной. И с политической, потому что это мощнейшие идеологические зоны влияния.

- Почему так медленно происходит передача зданий музея-заповедника в ведение епархии? На исполнение закона музеям было дано 6 лет, но вот прошло уже три года, а воз и ныне там.

- Власти проявляют некоторое недопонимание всей ответственности и опасности в ситуации с музеями, которым предстоит переезжать. Шесть лет (а на самом деле уже гораздо меньше) для такого крупного музея, как наш, -ничто, какой-то миг, учитывая то количество экспонатов, которое нужно приготовить к переезду, те концепции, которые необходимо создать при переезде на новое место. Надо хотя бы знать, где это место! Но до сих пор не могут решить вопрос, куда выселять. В результате я не удивлюсь, что в какой-то момент все экспонаты запакуют в ящики и вывезут в какое-нибудь крохотное помещение, где расставят горками в комнатах. И всё - кончится музей-заповедник и его славная история.

- Но, может, ничего страшного, что у нас не будет музеев? При сегодняшнем-то развитии Интернета и телевидения?

- Закрыть можно всё, и забыть тоже можно. Мы не устаём удивляться нашему телевидению, каждое утро я просматриваю новости в Интернете – иногда ни одной позитивной! Убийства, пропавшие дети, криминал, война, беженцы – вот и все наши темы. И уже сейчас общество в ужасе оттого, что у нас растёт потерянное поколение. А музеи предлагают море программ, одна другой интереснее, которые помогают воспитывать культурно-историческую память. Я считаю, что в компетенции наших чиновников от образования включить в регламент работы учителей количество посещений музеев школьниками. Пока ни один учитель не заинтересован в том, чтобы работать вместе с музеями.

А попробуйте отвезти какую-нибудь школьную группу на экскурсию, к примеру, в соседний Ростов.

Заказать автобус, у которого есть сертификат на перевоз детей, взять с каждого ребёнка письменное разрешение родителей, найти медика, который обязательно должен ехать с детьми. Надо оформить такое количество бумаг, столько преодолеть всяческих препон и рогаток, что легче вообще ничего не делать. Посмотрите, раньше вся страна в каникулы была наводнена путешествующими детьми, сейчас это редкие группы тех, кто всё-таки прорывается через эти дурацкие законы. Чиновники делают всё, чтобы никто никуда не ездил и ничего не делал. Ведь тогда у них не будет никаких неприятностей. А дети в результате остаются один на один с планшетом, компьютером, телевизором. У них уходит вкус к подлинному, настоящей красоте.

- Может ли туризм сделать реальный вклад в нашу экономику?

- На частном бизнесе держится туризм во всём мире, и это одна из самых прибыльных отраслей, в некоторых странах - вообще основа экономики.

В Ярославле она тоже вполне могла бы стать основой экономики, если бы здесь целенаправленно решались вопросы, как законодательные, так и экономические, но для этого нужно стратегическое мышление, более серьёзное отношение к туризму и политическая воля.

Смотрите также: