Люди-зомби. Чем опасна охота на покемонов

У некоторых охотников за виртуальными персонажами может развиться игровая зависимость. © / Алла Куракова / АиФ

«Я поймал проклятого Пикачу, я его поймал!» - вопил на улице как сумасшедший какой-то парень под дружный гогот своих приятелей.

   
   

Кто эти люди, почему они гоняются за какими-то странными существами и насколько безопасна эта игра, разбирался корреспондент «АиФ».

Забытые монстры

Участники необычного марафона прибыли на два дня в Ярославскую область:  они побывали в Переславле-Залесском, Ростове Великом и Ярославле. Молодые люди искали редких покемонов для новой игры на мобильных устройствах.

В вымышленной вселенной слово «покемон» обозначает карманного монстра, а компьютерные игры и мультфильмы с участием этих необычных существ были популярны в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Тогда, 15 лет назад, каждый ребёнок хотел завести себе плюшевого Пикачу (существо из серии «Покемон». - Авт.).

Особенность новой игры - переплетение виртуальных образов с реальным миром. Чтобы поймать покемонов на свой смартфон, нужно выйти на улицу и искать их по всему городу. Встретив дикого монстра в виртуальной реальности, игрок должен его поймать - бросить виртуальную ловушку. В любой момент есть возможность сфотографировать нарисованного на компьютере покемона в окружающей среде.

Казалось бы, что в этом плохого? Однако не всё так просто.

В другой реальности

Игроки зачастую слишком сильно погружаются в мир покемонов. Это уже не раз приводило к несчастным случаям и происшествиям на дорогах. Игра не на шутку затягивает тех, кто склонен к формированию зависимого поведения.    
   

Технический прогресс ведёт к изменению социальной реальности, считают психологи.

«Это не первая игра, действие которой разворачивается на картах реальной местности, - рассказала Тамара Кутукова, психолог Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ имени П.Г. Демидова. - Подобные игры уже несколько лет набирают популярность, так как это практически наглядное выражение тесного переплетения «виртуального» и «реального». Граница между ними не то что бы стирается, но становится пунктирной».

Игроки выглядят странно. Окружающие подметили, что они «ходят как зомби». Тамара Кутукова считает, что для людей в момент увлечённостью игрой реальность на самом деле иная. Понятно, что внешними наблюдателями это воспринимается как нечто похожее на сумасшествие. Инаковость, как отмечает психолог, переживается непросто и в первую очередь пугает. Но, по сути, человек, который увлечён книгой, тоже находится в другой реальности. Только для чтения не надо передвигаться, а для игры в покемонов - надо.

«Любая игра разработана так, чтобы от неё было невозможно оторваться, - считает Тамара Юрьевна. - Постоянно подогревается интерес, удерживается внимание. Игра как правило событийна, в ней даётся возможность переживать опыт достижений, проявить креативность, чувствовать власть и к тому же причастность к сообществу. И, казалось бы, почему бы нет? Вопрос в пропорциях между временем, проводимым в игре, и без неё. Если увлечённость игрой отодвигает на задний план все остальные сферы жизни (учёбу, работу, живое общение, нормальное питание), то стоит оценить риски развития зависимости. Особенно к формированию игровой зависимости склонны дети и подростки в силу незрелости нервной системы».

Смотрите также: