Танец - это не только летка-енька, и даже не вальс-бостон, а движения могут быть не только простыми ("я повторяю: простые движения..."), но весьма и весьма заковыристыми... Доказать это в очередной, седьмой раз берется международный фестиваль движения и танца на Волге "Искусство движения-2006". Он пройдет в течение недели, с 23 по 29 августа, сразу в трех городах - Ярославле, Рыбинске и Костроме.
Предыдущие шесть фестивалей, начиная с 1993 года, проходили с очередностью раз в два года только в Ярославле. Другая новинка "Искусства движения-2006" - участие детских танцевальных студий современной хореографии. Во всем остальном сегодняшние организаторы фестиваля - ярославская Ассоциация современного танца и перфоманса и американская организация LINK VOSTOK - остаются верны первоначальной идее: двигать искусство современного танца в широкие народные массы и "учиться, учиться и еще раз учиться", как завещал классик революционного движения.
- Принципиальное отличие нашего мероприятия от других аналогичных заключается в том, что мы решительно отмежевываемся от конкурсной программы, - сказал председатель оргкомитета Александр Гиршон. - Обучение, общение и создание совместных проектов - вот те три кита, на которых базируется наш фестиваль.
- Мы попробуем творить вместе, - добавила Лиса Фест, международный директор фестиваля, - а что из этого получиться - судить вам.
Седьмой международный фестиваль движения и танца на Волге собрал более ста участников - танцоров, хореографов, преподавателей, продюсеров и студентов - из Австрии, Венгрии, России, США и Франции.
Кроме танцоров второй раз приезжает в Ярославль уникальная музыкальная группа CRASH из США. В прошлый свой приезд музыканты впервые познакомились с русской традицией колокольных звонов, что повергло американских импровизаторов в шок (в позитивном смысле этого слова). Потрясение вылилось в создание композиции KOLOKOL, с которой CRASH и выступит на фестивале. Вот только роль традиционных русских колоколов исполнят... обыкновенные газовые баллоны разных размеров, тоже местного происхождения. Изготовление установки с этими "инструментами" для исполнения колокольных звонов в стиле перфоманс на американский манер было доверено ярославским специалистам, но по чертежам, созданным в Миннеаполисе. Словом, здесь все не так просто.
Кстати, если вам до сих пор кажется, что современный танец легко понять и еще легче воспроизвести (чё там понимать-то? Танцуй, пока молодой!), то вы ошибаетесь. Современный танец... впрочем, пора перейти на профессиональный язык. Итак, контемпорари-дэнс(Contemporary dance) - искусство нервное, спонтанное, искусство горестного выдоха: оно появляется тогда, когда словами всего, что с тобой происходит, не объяснишь, а молчать нет сил. Тогда ты отпускаешь тело, и оно говорит за тебя. Так начинается контемпорари-дэнс: формально напоминающий балет, по внутреннему напряжению - театр, а по ассоциативности - симфоническую музыку.
"Перформер ничего и никого не изображает, - говорит критик Наталия Курюмова. - Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития".
Но это все - высокая материя, понятная лишь специалистам. Если же основательно покопаться в истоках контемпорари-дэнс, то можно отыскать все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца - балета, народных, эстрадных, а также пантомима, йога), плюс видео, театр, музыка, рисунок. Одним словом, современный танец - это микс всех и всяческих искусств. Понять и переварить такой коктейль очень и очень непросто. Гопак или цыганочка куда привычнее глазу и уху, нежели, к примеру, импровизационное соло "Мое изображение исчезло", с которым выступит на фестивале архангельский педагог-хореограф Николай Щетнев. Танец создан им на основе документального фильма "Жизнь и смерть серийного убийцы", в нем используются сцены из реальной жизни простого человека, который пытался идентифицировать себя, но не знал, как это делается, поэтому покончил жизнь самоубийством. А Боб Айзен попытается станцевать... Федора Михайловича Достоевского, сольное выступление американца основано на "Записках из подполья". Одним словом, зрителю будет над чем голову поломать.
Кстати, ассоциативность - это вторая особенность контемпорари-дэнс. Здесь никто не объясняет зрителю, что он видит. Нельзя даже приблизительно сказать, "про что", и либретто требовать бесполезно. Есть некая идея спектакля, остальное рождается здесь и сейчас. Что делает танцор на сцене и для чего - это ты должен понять сам. Или не понять.