Есть проверенный способ узнать, где вы живете - в заштатном городишке или в полновесном мегаполисе. Разница между Мухобойском и очагом цивилизации измеряется просто - длиной автомобильных пробок. С этой точки зрения Ярославль 21 сентября переплюнул матушку-столицу: город был частично парализован с половины шестого до девяти вечера. Такого здесь никогда не видели.
Спрут-3
Пробка расползалась в разные стороны от Октябрьского моста. Забив улицу Победы на три перекрестка, Республиканскую и проспект Ленина, она потекла по тихим улочкам и дворам. Из-за толкотни то тут, то там возникали микроаварии. За Волгой колбаса машин добралась, как говорят очевидцы, аж до "Авроры"... Одни водители психовали и пытались лезть напропалую, выдирая колесами авто хилое мясо газонов и распихивая на тротуарах пешеходов. Другие обреченно стояли с выключенными моторами. Некоторые выходили поразмяться, выкурить сигаретку, иные даже дрыхли, оставив на часах пассажиров.
Виной всему была авария, которая случилась на Октябрьском мосту. Как сказала нам Мария Митяева, инспектор по пропаганде УВД Ярославской области, в 17 часов 25 минут там столкнулись три машины. Водители "Тойоты" и "Фольксвагена" не пострадали, а у хозяина ВАЗ-21 сломано ребро и лопатка, его увезли в больницу. Дежурный батальона ГАИ Илья Степанов сказал, что движение по центру города стало возможным только к девяти вечера.
Жителей Ярославля интересует, почему пробка растянулась на несколько километров и часов. Наверное, три автомобиля можно было растащить в разные стороны и быстрее. Тем более что пробочки помельче, типа пивных, случаются на мосту по два-три раза в неделю, пора бы соответствующим службам отточить на них свое мастерство. Оказалось, что этот случай был особенный: бак одной из столкнувшихся машин был поврежден, бензин растекся. Поэтому вызвали пожарных (а подъехать им было ой как непросто!). Пока они ликвидировали утечку топлива, пока сотрудники ГИБДД оформили ДТП...
Летите-ка вы все на метле!
А в это время пассажиры общественного транспорта и маршрутных такси изводились: люди опаздывали на смену, в детские сады за детьми, по другим делам, падали в обморок в душных салонах и проклинали водителей, гаишников, местную власть и всех-кто-под-руку-попадался. Самые нетерпеливые топали через мост на своих двоих.
Мы спросили ярославцев, насколько происшествие испортило им жизнь.
Галина Назарова, 34 года, администратор зала игровых автоматов:
- Я живу в районе "пятерки", а работаю в Заволжье. На работу мне в этот день нужно было попасть к шести вечера. В пробке в маршрутке засели на проспекте Ленина. Стояли битый час. Водитель "пазика" не выдержал и поехал через центр, выехав на улицу Терешковой. Но и там мы на подъезде к мосту простояли полчаса. В итоге я опоздала на работу. Начальство слушать моих оправданий не стало - оштрафовали. Да еще посоветовали купить вертолет или на метле летать через мост на работу.
Ольга Шевченко, 28 лет, домохозяйка:
- Я возвращалась из Брагина домой за Волгу. Поняла, что опаздываю в наш 112-й садик за ребенком. По мобильному позвонила в сад и предупредила воспитателей, что задержусь ненадолго. Но за полтора часа мы еле-еле доползли до гостиницы "Турист". Пришлось обзванивать знакомых и просить их забрать сына из садика. У моей знакомой дочка в 86-й комбинат ходит, так ей тоже пришлось срочно напрягать родственников, чтобы ребенка забрали. Успели только к 19.15. Хорошо еще воспитатели отнеслись с пониманием...
Виктор Климов, 19 лет, студент:
- Я с учебы ежедневно езжу в это время - с половины шестого до половины седьмого. В пробки на мосту попадаю через день. Поэтому мы с друзьями после занятий идем на "бродвей" пить пиво на час-полтора. Только после этого спокойно едем домой. В тот день компания не сложилась, засели в пробке. Но нам-то что, мы у Дома моды вышли - и пешкарусом через мост. А вот в автобусе, в котором мы от проспекта Ленина парились 30 минут, девушка в обморок упала...
Геннадий Юрьевич, 48 лет:
- У "Гиганта" сел в переполненную 52-ю маршрутку. Когда доползли до Октябрьской площади, маршрутка наполовину опустела. Я со смены ехал к себе за Волгу, так за два часа простоя выспаться успел. Да и другие пассажиры не стеснялись - дремали на плечах друг у друга. Вот только в собес, куда мне позарез нужно было в этот день попасть, я опоздал... В такие моменты только один вопрос возникает: кого призывать к ответственности за задержку открытия нового моста? Ведь обещали же открыть 1 сентября!
Уж мост построили, а Путина все нет
А действительно, что там второй мост? Который затем и строился, чтобы разгрузить первый и поубавить в нашем мегаполисе причины для аварий и пробок. Его и в самом деле обещали сдать раньше срока - не 30, а 1 сентября. И заверяли, что спешка никак качеству строительства не повредит. Правда, главным катализатором процесса должен был выступить сам президент России В. В. Путин, которого власти ждут в Ярославле как дорогого гостя. К таким визитам принято подверстывать какое-нибудь масштабное мероприятие, поэтому президенту все время что-нибудь показывают - то больницу, то великую стройку... Мост, надо признать, это как раз тот объект, который показать не стыдно. Тем более что не всем областям удается пробить столь грандиозное дело - в Ульяновске второй мост уже более 20 лет не могут достроить, хотя первый еще уже (и хуже) нашего.
Но Путин отчего-то в Ярославль не едет. И на новый мост, у которого уже и имя есть - Юбилейный, до сих пор не ступала нога пешехода. Строители и начальники не в счет.
Читатели уже спрашивали у нас, когда откроют эту дорогу жизни и связано ли это с визитом президента. И пресс-служба администрации отвечала им через нашу газету, что одно другому не мешает.
Давайте рассуждать логически. Если мост собирались открыть 1 сентября - значит, он уже достроен. Это ведь не пуговицу пришить за пять минут до выхода, верно? Воспитание не позволяет нам предположить, что самому президенту страны предстояло открыть и пустить в эксплуатацию нечто недоделанное.
Чтобы проверить гипотезу, мы все-таки позвонили тем, кто точно знает, вбит ли последний кол (или колышек?) куда положено. "Готов ли мост?" - спросили мы главного инженера мостоотряда N 6 Михаила Степаненко. "Почти готов", - нехотя молвил инженер. "Почему почти?" - не унимались мы. "Потому", - ответил специалист и в связи с этим добавил, что журналисты все врут и разговаривать с ними не хочется. В итоге нас послали по инстанциям: "Заказчиком выступает администрация области, вот пусть они вам и отвечают!" В администрации заверили: мост построен. Но вопросов не убавилось: оказывается, объект имеет федеральное значение, и когда он будет открыт, решают некие федералы. Но как с ними связаться, в администрации области не знают. Вот беда-то! Не сегодня-завтра глава государства пожалует, как мы у этих федералов возьмем разрешение на открытие?
В общем, получается, что мост достроен, а президент все не едет. Спрашивается, чего мы ждем? Машины бьются, у людей проблемы. Понятно, что люди эти все маленькие, можно сказать, микроскопические, и проблемы у них не бог весть что - на работе оштрафовали, ребенок в саду лишний час посидел, бабка какая-нибудь в больницу не успела...
Но вдруг глава государства еще два года не найдет для нас времени? Так и будем жить - без моста?