В четвертый раз в России проводится конкурс-фестиваль юмора и эстрадных искусств "Москва - Ялта-транзит", по традиции поддерживаемый ОАО "Российские железные дороги". Один из отборочных этапов конкурса состоялся на днях в Ярославле. В поисках талантливых и перспективных исполнителей и авторов юмористических произведений, вокалистов и артистов оригинального жанра в город приехали известные мастера - Анатолий Трушкин, знаменитые "кролики" Владимир Данилец и Владимир Моисеенко, Клара Новикова и другие. Возглавил жюри Аркадий Арканов. После конкурса мы побеседовали с Аркадием Михайловичем о современном юморе и юмористах.
- АРКАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ, какие впечатления оставил сегодняшний просмотр в Ярославле?
- Как и во всех других городах, подтвердился печальный диагноз. Если в оригинальных номерах всегда удается отыскать нечто неординарное, в вокальном и музыкальном конкурсах появляются исполнители с хорошими данными, то в разговорном жанре - какой-то беспросветный, тяжелый провал. Жанр заброшен и никому не принадлежит. Чтобы заниматься с молодежью, нужны профессионалы с тонким вкусом. К сожалению, таковых в разговорном жанре сегодня нет. Нет никаких студий для молодежи, никакого воспитания. Из ярославских коллективов, выступавших в оригинальном жанре, я бы отметил "Театр дураков".
- С чем, по-вашему, связана эта беспросветная ситуация?
- С тем, что артисты перестали искать форму. Раньше она была нужна, чтобы пролезть между цензурными рогатками. А когда все разрешили - форма отпала за ненадобностью. Зачем о ней думать, когда можно обо всем напрямую говорить, а не намекать между строк? В основном артисты шпарят монологи, лишенные какой бы то ни было драматургии. Зрителю предлагается этакий шампур, на который нанизаны 17 - 18 анекдотов, баек и реприз без всякой логики.
- Выжать из зрителя смех любой ценой - вот и вся логика.
- Но для чего? И не смех это даже вызывает, а, извините за выражение, ржание. Я не против развлечений, но это - примитивный юмор, лишенный интеллекта. Зрители перестают задумываться над словом! Или возьмем жанр пародии. Сейчас все делают пародии! Но у артиста высокого уровня пародия - это своеобразный десерт к основному блюду. А сегодня пародия стала основным блюдом. Но это все равно что вместо первого, второго и третьего - десерт, десерт, десерт. Тошнить начнет!
- Но почему же нашу публику до сих пор не тошнит? От бесконечных "Аншлага", "Кривого зеркала"...
- Я не люблю называть конкретные передачи: люди, которые ими руководят, потом чрезвычайно обижаются, какие-то глупости в ответ говорят...
- Будем считать, что мы и не называли никого конкретно, они все равно все однотипные.
- Да, клонов на телевидении много. У меня очень простая позиция: нравится это - смотрите! Хотите ржать - ради бога! Но дайте возможность конкурировать чему-то другому! Ведь нет же этой возможности. Тот же "Белый попугай" уже несколько лет как закрыт. И как только появляется кто-то с чуть-чуть более интеллектуальным юмором, чем тот, что заполонил экран, руководство центральных каналов говорит: "Это куда-нибудь на "Культуру" несите". Как в отстойник.
- Аркадий Михайлович, а вам сегодня пишется? И если да, то о чем?
- Я принадлежу к категории людей, про которых спел Андрюша Макаревич: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас..." Я не прогибаюсь ни под какое время, остаюсь самим собой. Пишу то, что хочу - и грустные рассказы, и веселые. Не ставлю себе обязательной цели - вызвать смех. И конечно, я потерял часть популярности, потому что не стал опускаться в это болото, остался на своем уровне. У меня 500 человек в зале вместо 8 тысяч, и меня это устраивает. Это те, кто понимает мой юмор.
- Вас уже увековечили в бронзе - в Ялте теперь есть памятник вашей жилетке...
- Да, это такая традиция: каждый год во время финала конкурса "Москва - Ялта-транзит" открываем на набережной Ялты - ее уже называют Аллеей юмора - памятник кому-нибудь. Уже есть портфелю Михаила Жванецкого, моей жилетке и бабочке, трубке Александра Ширвиндта. В этом году откроем четвертый. Кому? Это пока секрет.
- Раз вам ставят памятник, значит, вы уже классик. Согласны?
- Нет. Называют меня по-разному, в том числе и классиком. Но такое определение должны дать не современники, а потомки. Если мою книгу лет через сто можно будет обнаружить у кого-нибудь на полке рядом с Зощенко, Буниным, Набоковым, тогда и можно сказать: классик.
- Но придуманная вами с Григорием Гориным фраза "рояль в кустах" точно останется в истории.
- Ну это да. И еще одна, придуманная мной лично: "Отдыхаю я хорошо, только устаю очень".