Накануне празднования одиннадцатого Дня единения народов Великая и Белыя Руси в Ярославле прошло выездное заседание комиссии по экономической политике Парламентского собрания Союза Белоруссии и России. Ярославская область устами бывшего заместителя губернатора Александра Федорова отчиталась перед собравшимися об объемах взаимодействия с дружественной республикой и получила порцию межгосударственного внимания.
Отмечать начало второго десятилетия братских чувств мы будем 2 апреля. А пока парламентарии усиленно восстанавливают отношения, подмоченные недавним нефтегазовым скандалом. Главным объединяющим фактором, судя по всему, должна стать дружба против злокозненного Запада. На пресс-конференции председатель комиссии Олег Толкачев осудил Россию за отталкивание союзника перед лицом расширения НАТО на Восток, а член палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктор Герасимов заявил: "Все время Запад стремился разорвать славян. А мы этого не хотим. Мы за то, чтобы союзное государство было".
Впрочем, политику на этот раз затронули вскользь - все-таки основной целью встречи было обсуждение экономического сотрудничества и общих производственных проблем России в лице Ярославской области и Белоруссии. В частности, горячий спор вызвал доклад "О ходе реализации промышленной программы "Развитие дизельного автомобилестроения". Речь шла о переходе российских и белорусских предприятий на производство дизельных двигателей, соответствующих стандарту "Евро-3" (с 2008 года) и "Евро-4" (с 2010-го). С точки зрения большинства парламентариев, такой переход надо осуществлять постепенно. Олег Толкачев на правах председателя активно воспротивился предложению "БелРусАвто" уже с января 2008-го заменить новыми двигателями 25 процентов продукции моторных заводов, в том числе и расположенных в Ярославской области. По его мнению, это, во-первых, нереально, во-вторых, приведет к потере сложившегося рынка: "Евро-три", "Евро-три"... Халва, халва... Значит, Ярославский моторный с 1 января снимет с производства свой кормилец "Евро-2" и будет производить только "Евро-3"? На северах, например, такие двигатели работать не будут. А "Евро-2" там приемлемы. Зачем же от них отказываться?"
Как приблизить отечественное автомобилестроение к европейским стандартам, парламентарии решили обсудить еще не раз. Тем не менее в том или ином виде переход на двигатели "Евро-3" состоится меньше чем через год, поскольку, с одной стороны, российский рынок теснит Европа со своими легковушками, а с другой - подбирается Китай с грузовиками.
Жизнь кипит, одним словом. Вот только помимо автосотрудничества и взаимных поставок техники Ярославская область не может похвастаться обширными связями с родиной зубров и "Сябров". Понемножку покупаем семена, понемножку продаем резину и лакокрасочные материалы. В активе культурных связей - только житие в Ярославле белорусского поэта Богдановича и гастроли в Витебске Волковского театра. Поэтому в преддверии Дня единения не могут не радовать слова депутата палаты представителей Национального собрания Белоруссии Василия Хрола: "Планируется организация производства сигарет "Балканская звезда" на мощностях завода "Неман". Хотя это вредно для здоровья, но связи укрепляет. Жизнь есть жизнь".