Что сказки - ложь, следователь одной ярославской прокуратуры Василий Шемаханов (это, конечно, псевдоним) знает не хуже классика. Или даже лучше. Потому что Пушкину их рассказывала одна Арина Родионовна (причем "наше все" наезжало к ней не очень часто), а Шемаханов сказки слушает круглый год с утра до вечера. Рассказчиков море - бизнесмены, чиновники и другие самобытные и талантливые люди. На Пушкине же Шемаханов тренирует свою прокурорскую зоркость.
Поэма без героя
ЧТО может узнать из "Сказки о царе Салтане" любой из нас? О, это просто: царь ушел на войну, а злые бабы чуть не сгубили его жену с ребенком. Спасибо Лебеди - подарила город с дворцом, устроила свадьбу и организовала воссоединение Салтановой семьи.
- Какая наивность, - говорит Шемаханов. - В этой истории все не то, чем кажется.
И дальше разбирает эту царевну Лебедь по косточкам, как цыпленка табака.
Начнем с того, что положительных героев в этой истории нет. Ну, может, народ, который где-то там на заднем плане колышется безликой массой, и 33 клона, работающих в морском аттракционе. О Лебеди и Гвидоне речь впереди. Салтан же с первого появления ведет себя как тать - шляется по ночам под чужими окнами, подслушивает, вваливается в дом без приглашения. В жены выбирает не работящих ткачиху или повариху (у которых, между прочим, были вполне благие намерения одеть и накормить весь голый и голодный крещеный мир), а озабоченную третью сестрицу, которая спит и видит, как бы родить богатыря. Нет никаких сомнений в том, каково было истинное желание этой третьей, но в те времена говорить об этом прямо было неприлично. Глупо думать, что царь повелся на обещание родить именно мальчика, потому что всякому известно: что зачнется, то и родится, никакое УЗИ не поможет.
Удивительна поспешность, с какой было обтяпано дельце: как известно, невесту царь впервые увидел поздно вечерком, а затем "в тот же вечер обвенчался"! Умная девочка "с первой ночи понесла", а муженек тут же отправился подальше играть в войнушку на много месяцев, так что супруга успела и опростаться без него.
"Сына бог им дал в аршин" (то есть ростом 71 см) - норма годовалого ребенка по нынешним временам, а про те и говорить нечего - царство у Салтана было бедненькое, питались, скорее всего, плохо, поскольку сестры царицы - повариха и ткачиха - трудятся буквально на рабочих местах: в кухне и у станка, никакой синекуры для них не припасли. На фоне этой нищеты царский отпрыск растет не по дням, а по часам, что говорит о его проблемах с гипофизом.
И тут из списка условно положительных героев окончательно исчезают принцевы тетки и его бабка Бабариха, которые пишут Салтану гнусное письмо про мышонка и лягушку. На их фоне папаша выглядит почти прилично, поскольку велит знатнейшим людям страны "ждать царева возвращенья". Но читатель не должен обманываться!
- Об истинном характере государя говорит реакция госсовета на подметное письмо, - говорит Шемаханов. - Как известно, три бабы подсунули гонцу грамоту, где предписывалось "и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод". Обратите внимание: бояре, "потужив о государе" (дурак, дескать, полный и подлец), тем не менее ни на секунду не усомнились в подлинности приказа и с поспешностью, принятой в этой стране, "царицу в тот же час в бочку с сыном посадили, засмолили, покатили и пустили в окиян - так велел-де царь Салтан". Совершенно очевидно, что неисполнение приказов главы государства каралось здесь весьма жестко.
Все подстроено!
ДАЛЬШЕ начинаются форменные чудеса. Мальчик, как уже говорилось, растет не по дням, а по часам. То есть час его жизни равен дню обычного человека. В бочку его запихали еще как "приплод", то есть ребенком. За сутки, проведенные в "окияне" ("День прошел, царица вопит..."), он должен был повзрослеть максимум на месяц, тем не менее оказался способен вышибить дно у засмоленной бочки. Многие на этом основании считают, что Гвидон впервые вышел на берег острова взрослым, между тем Пушкин говорит: "Мать с младенцем спасена". Сразу после этого, не успев окрепнуть, младенец ломит сук у дуба и идет на охоту. Здесь он как бы невзначай знакомится с Лебедью.
В случайность этой встречи следователь Шемаханов не верит категорически.
- Дочитав сказку до конца, мы узнаем, что Лебедь не просто чародейка, а весьма серьезная колдунья, - говорит он. - Навевать чары не бог весть какая способность, и гипнотизеров во все времена было пруд пруди. Лебедь же умеет творить новую реальность. Например, на острове Буяне, голом испокон века (о чем в один голос дают показания купцы), она в одночасье специально для Гвидона с матушкой ставит город. Или может превратить человека в комара. Это, повторяю, не Копперфильд какой-нибудь с его полетами на шелковом шнурке. Лебедь сам мир вертела вроде кубика-рубика. А теперь представьте: такая серьезная барышня не может справиться с каким-то паршивым коршуном! Притом эта якобы битва идет на море, которое контролируют Черномор и 33 братца водоплавающей принцессы. Понятно, что нападение коршуна было спровоцировано и решительно ничем Лебеди не угрожало. С ее слов царевич узнает, что уничтожил не простого хищника, но волшебника. Никакого подтверждения этому нет. Более того, этого так называемого чародея наш младенец, впервые взявший в руки лук, убивает единственной стрелой. Но наивный мальчик, только что вылезший из бочки, верит всему. А Лебедь тут же топит в море улики...
За несуществующий подвиг царевич получает в подарок довольно приличный даже по нынешним временам город вроде Ростова. Зачем Лебеди эта имитация, спрашивает Шемаханов. Все дальнейшее развитие сюжета оставляет ему одну версию: чтобы без канители познакомиться с молодым человеком и насовать ему подарков, не ущемляя его гипотетическое мужское достоинство. На самом деле достоинства там с гулькин пуп, мальчик быстро привыкает к халяве и начинает клянчить бонусы.
- Кстати, - говорит Шемаханов, - будь Лебедь нашей современницей, она пошла бы по статье 134 УК за совращение несовершеннолетних. Гвидон ведь рос как на дрожжах. Так что телом был хоть и вполне себе мужчина, но реально прожил до бракосочетания с Лебедью всего ничего. Во всяком случае на 18 лет он выглядел, когда по метрикам ему было 9 - 10 месяцев.
Лебедь использует любую возможность дарить подарки. Вот на горизонте появляются купцы. Странная манера Гвидона затаскивать их во дворец, паля из пушек, говорит о том, что флота Лебедь ему предусмотрительно не подарила, дабы лично контролировать все его перемещения. Дальше отрабатывается схема будущих отношений, в которой у каждого есть своя роль: купцы говорят, что едут к Салтану, Гвидон бежит на берег печалиться, а Лебедь уже сидит под скалой, наперед зная, что молодой человек начнет канючить. И действительно, избранник ее просится к папе.
Для Лебеди невозможного нет, она превращает Гвидона в насекомое. Князь улетает, не предупредив матушку.
Парня взяли за орехи
ЗАМЕТЬТЕ: не успел Гвидон как следует угнездиться на острове, как его папаша закончил войну и уже сидит в палатах, поджидая купцов.
В том, что Салтан долго не ехал к Гвидону, принято обвинять родню забочкотаренной царицы. Однако внимательное прочтение классики позволяет Шемаханову сделать вывод: царь пассивен и склонен к депрессии, а ткачиху с поварихой он использует как прикрытие своей лени.
- Остров Буян находится на расстоянии полета комара, а это несколько километров. Тоже мне путешествие, у нас, теперешних, дачи в два раза дальше. Налицо и недостаток политической воли: его жену и сына затолкали в бочку, как селедку, но он не устраивает расследование по факту появления фальшивого письма, а сидит и ждет купцов, чтобы поговорить о видах на урожай. Видимо, податься было совершенно некуда, если обед с купцами считался развлечением даже для царя. При этом он встречает их, "весь сияя в злате", дабы показной роскошью поддержать имидж большого владыки.
Как мы помним, при разговоре Салтана с купцами присутствует Гвидон, превращенный для первого раза в комара. Повариха, не чуя беды, рассказывает байку о белке. И тут Гвидон демонстрирует, что характером пошел в батюшку, и со всей дури впивается тетке в глаз. Итог: тетка "окривела", причем надолго - в следующее свое посещение Салтанова дворца Гвидон видит батюшку "с кривою поварихой". Эта же участь ждет и ткачиху, и Бабариху. Посмотрим, за что он портит им жизнь. Только за то, что они высказали свое мнение. Более того, их истории он использует для устройства своих личных дел. Нефтяных вышек тогда не дарили, поэтому сначала он выторговывает у Лебеди белку. Несчастный зверек, ломая зубы об изумрудные орехи, превращает скалу, торчащую из моря, в Эмираты. Потом Гвидон получает морской аттракцион из 33 богатырей, на котором вполне можно развивать въездной туризм. Причем кормить клонов не надо - сами себе в окияне планктона наловят. Фантазии у Гвидона ноль, даже жену он вдруг захотел только после очередного подслушанного разговора.
- Смешнее всего то, что он просит супругу у девицы, которая прямо сказала о своем свободном положении (сразу после убийства коршуна). Очевидно, что он, выпрашивая дорогие подарки, строить серьезных отношений с Лебедью не собирался. Налицо признаки брачного афериста.
Но не следует переживать о пернатых. Лебедь прекрасно умела вести дела, так что Гвидон сам загнал себя в ловушку. Не успел он пересказать последнее чудо, как Лебедь вышла во всей своей радиоактивной красе: "днем свет божий затмевает, ночью землю освещает". Ну и звезда во лбу, само собой. Ничего не поделаешь - мутация генов и васей. После шоу оставалось только обвенчаться и ждать приплода. Неведому зверушку, очевидно. А что еще может быть от смеси человеческой ДНК с ДНК птицы, у которой к тому же братья - амфибии...
Но это уже из области гипотез. А Шемаханов знает только то, что прочитал у Пушкина - Салтан, услышав про жену Гвидона, испытал очередной приступ ярости, совершенно по-детски крикнул, что он царь, а не дитя, топнул ногой и наконец-то отправился на Буян. Где все рыдали, каялись и прощали друг друга.
- Выводы такие: вся шайка до конца жизни будет испытывать комплекс вины и вести себя тише воды, ниже травы. В белом осталась только Лебедь, которая заполучила мужа и (в будущем) Салтаново царство. Несомненно, что она и дальше будет манипулировать супругом и всей его родней.
Между тем повариха и ткачиха остались кривыми и никому не нужными. А они ведь были девицами и мечтали выйти замуж (см. начало сказки). Но кому в этой жизни есть дело до старых дев?